Приложение МААМ

Особенности формирования самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста

Елена Сергеевна Иванова
Особенности формирования самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: статья раскрывает особенности формирования самостоятельности у дошкольников 4-5 лет. Рассматривается различные виды детской деятельности, как необходимое условие для формирования самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельность, средний дошкольный возраст, виды детской деятельности.

Формирование у детей дошкольного возраста самостоятельности является важнейшей задачей дошкольного образования. В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Так, согласно п. 3.2.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности [9].

Темочки:

В толковом словаре Д. Н. Ушакова понятие «самостоятельность» рассматривается как способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность [8, с. 501].

В психологической науке термин «самостоятельность» определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение Самостоятельность – важнейшая черта личности, состоящая в способности человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. [2].

Первые упоминания о самостоятельности у детей встречается в трудах античных философов: Аристотеля, Сократа, Платона. Далее идея о формировании самостоятельности у детей получила продолжение в педагогических идеях Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а также у отечественных ученых: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и др.

Проблема формирования самостоятельности в дошкольном возрасте представлена в работах В. Д. Иванова, А. К. Осницкого, С. Н. Теплюк, С. Л. Рубинштейна, Р. С. Буре, А. А. Люблиннская и др.

В. Д. Иванов в рамках этого вопроса рассматривал понятие «достаточный уровень самостоятельности», основными компонентами которого являются: умение реагировать на критику и принимать ее; ответственность за свои действия; внешняя и внутренняя дисциплина.

По мнению А. А. Люблинской, самостоятельность начинает развиваться в раннем детстве на основе закрепления элементарных навыков и привычек поведения. При этом, самостоятельность это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе, оно не проявляется как стихийное поведение. Это, прежде всего, способность ребенка действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности [4, с. 67].

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) является благоприятным периодом для формирования самостоятельности у детей, поскольку имеет некоторые особенности :

- возрастают физические возможности: улучшается координация, движения становятся более уверенными, активно развивается мелкая и крупная моторика;

-идет активное развитие психических процессов: восприятия, внимания, мышления (наглядно-образного, воображения и т. д., а также формируется умение устанавливать социальные контакты и связи;

- интенсивно развивается сюжетно-ролевая игра. Она становится более разнообразной и усложненной;

- значительно повышается любознательность;

- активно развиваются речевые способности : улучшается звукопроизношение, растёт словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше [3, с. 45].

Таким образом, новообразования среднего дошкольного возраста значительно влияют на формирование самостоятельности во всех аспектах жизни ребенка 4-5 лет.

Формирование самостоятельности у ребенка 4-5 лет тесно связано с освоением специфических видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, конструктивной, продуктивной и др.). Одной из них является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Так, в процессе обучения одеванию, раздеванию, умыванию, приему пищи и т. д. у ребенка формируется уверенность в своих силах, понимание того, что он может справляться со многими вещами сам. Кроме того, ребенок владеющий навыками самообслуживания легче адаптируется к детскому саду. Обучаясь самообслуживанию, ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. Например, когда ребенок моет руки перед едой вместе с остальными ребятами в группе, он приобщается к правилам гигиены и поведения в коллективе.

Для развития у ребенка самостоятельности в процессах обучения навыкам самообслуживания важно придерживаться принципа системности и последовательности. Сначала работу, которая для ребёнка представляет трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Достижения, пусть и незначительные необходимо признавать и поощрять, чтобы в дальнейшем ребенок старался еще больше [5].

Самостоятельность формируется не только в процессе самообслуживания, но и в умении ребенка занять себя. При этом, это не означает, что взрослый должен устраниться. Напротив, детскую деятельность нужно направлять, разумно руководить, оставляя место для проявления ребенком собственной инициативы и самостоятельности. Взрослый помогает ребенку разнообразить игры, придумать продолжение игры. В дальнейшем ребенок учиться самостоятельно занимать себя разнообразной деятельностью игрового и познавательного характера. Именно в среднем дошкольном возрасте активно развивается сюжетно-ролевая игра. Ребенок способен брать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Это является важнейшим критерием в формировании самостоятельности ребенка в игровой деятельности.

При организации детских сюжетно-ролевых игр, считает И. С. Морозова, педагогу важно учитывать следующие принципы: в открытую не вторгаться в распределение ролей тех игр, которые начались стихийно в группе детей (в свободное время, на прогулке). Самая подходящая позиция - чуткого наблюдателя (исследователя); подбирать сюжетно-ролевые игры так, чтобы у всех детей открывались равные возможности проявиться. Этому способствует не только выбор ролей, но и постоянное ободрение неуверенных детей, не усвоивших правила, тяжело переживающих неудачи [7].

В организации продуктивных видов деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, речевое творчество) с детьми среднего дошкольного возраста педагогу необходимо осуществлять косвенное опосредованное руководство. В группе должны быть созданы условия для самостоятельной творческой деятельности. Детям должно быть известно, где взять необходимые материалы, где именно разрешается строить, рисовать, музицировать, не мешая другим, и т. п. Развивая самостоятельность, педагог привлекает внимание к предмету, объекту, задает вопросы, использует подсказку, делает предложения, оценивает результаты и уровень самостоятельности, выдумки, фантазии [6].

Таким образом, можно сделать выводы: самостоятельность - это важнейшая черта личности, которая проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве ответственности за свою деятельность и поведение. Она формируется на основе двухсторонней связи: развитии мыслительных и эмоционально-волевых процессов, а также формировании способности принимать сознательно мотивированные действия и добиваться успешного выполнения принятых решений, несмотря на трудности.

Средний дошкольный возраст имеет ряд новообразований возраста, которые в значительной степени позволяют развивать самостоятельность и инициативность ребенка. Формирование самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста связано с различными видами деятельности: игровой, познавательной, продуктивной, в процесе приябретения навыков самообслуживания, конструктивной и др. При этом, каждый вид деятельности оказывает специфическое влияние на развитие того или иного компонента самостоятельности.

Список используемой литературы:

1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для бакалавров / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.

2. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. – М. : АСТ; Харвест, 1998. – 660 с.

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

4. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А. а. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 206 с.

5. Максимова, М. В. Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания / М. В. Максимова, Н. В. Логина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 12-15. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/103/3665/ ( дата обращения: 27.01.2025).

6. Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н. В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1. - С. 17-23.

7. Морозова И. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL : https://spf.kemsu.ru/opipr/members/morozovais ( дата обращения: 27.01.2025).

8. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М., Астрель, ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М. : Институт стратегических исследований в образовании РАО. [Электронный ресурс]. URL : https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf ( дата обращения: 27.01.2025).

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2025 в 10:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна Иванова (УИ 2569402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД