Радмила Раилевна Сайгафарова
Особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с акустико-фонематической дислалией
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассмотрены особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с акустико-фонематической дислалией. Автор дает сравнение нормы и патологии данной категории детей. Также в статье представлены направления коррекционной работы по преодолению фонематического недоразвития.
Публикация «Особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с акустико-фонематической дислалией» размещена в разделах
Особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с акустико-фонематической дислалией.
Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью.
Нормальное развитие фонематических процессов помогает детям в нужной степени овладеть словарным запасом и грамматическим строем, развивается связная речь (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.
«Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения» (Р. Е. Левина)
Фонематические процессы включают в себя :
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
- фонематические представления
- фонематический анализ
-фонематический синтез
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. [2]
При акустико-фонематичекой дислалии ядерным нарушением является недоразвитие фонематических процессов. К той форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, сличения акустических признаков звуков, и принятие решения о фонеме.
Нарушение речи при акустико-фонематической дислалии выражаются в том, что ребенок не только заменяет или смешивает те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова. [1]
При акустико-фонематической дислалии возникают трудности в:
- анализе нарушенных звуков;
- различении звуков относящихся к разным фонетическим группам;
- определении наличия и последовательности звуков.
Отмечаются также:
? нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному;
? смешение звуков, когда изолировано ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
Основные направления коррекционной работы по формированию фонематических процессов исследователи условно разделяют на два этапа:
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематических процессов
2. Основной этап. Цель: развитие фонематических процессов.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению несформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией приобрели особую актуальность, т. к. в настоящее время, категория детей имеющих специфические особенности в формировании фонематических процессов увеличивается.
Для дальнейшего исследования нашей проблемы, мы будем диагностировать состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, опираясь на методики Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой на базе МСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида №11 (дошкольное отделение) города Челябинска.
Также для разработки параметров оценивания формирования фонематических процессов применялись задания, составленные на основе методики обследования речи детей (Г. В. Чиркиной, диагностики и коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников (Н. И. Дьякова, альбома для логопеда (О. Б. Иншакова, тестовой методики диагностики устной речи младших школьников (Т. А. Фотекова, методики обследования способности различать звуки русского языка (И. И. Волкова).
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, затруднения при дифференциации акустически близких звуков ( например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д., неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
Исходя из научной литературы можно сделать вывод, что уровень фонематических представлений у детей с акустико-фонематической дислалией значительно ниже, уровня детей с нормальным развитием. Сложность заключается в выделение нужного звука в слове. Уровень фонематического анализа детей с акустико-фонематической дислалией также отстает от уровня фонематического анализа детей с нормой. Им сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове и крайне сложно определить количество звуков в слове, т. к. эти навыки требует специального обучения. Дети с акустико-фонематической дислалией менее успешны в выполнение заданий для исследования фонематического синтеза, чем дети с нормальным развитием. Для них составляет большую сложность составление слова из звуков, данных в правильной последовательности и, тем более, данных в нарушенной последовательности, т. к. эти навыки тоже требуют специального обучения. По слоговой структуре показатели детей с акустико-фонематической дислалией ниже показателей детей с нормой. Они опускают согласные, согласные в стечениях контура, слоги, им трудно произнести правильно предложения с многосложными словами. [3]
Полноценное развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с акустико-фонематической дислалией является одним из условий эффективности коррекции данного речевого нарушения, а также обучения и дальнейшей социализации в обществе детей данной категории. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Последовательное использование системы и методов по коррекции фонематических процессов позволит полностью преодолеть фонематические недостатки у детей. Дети при этом прочно овладеют навыками правильного произношения звуков, звуковым анализом, а в дальнейшем и письмом. [4]
И в заключении хотелось бы процитировать слова Р. Е. Левиной «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».
Литература:
1. Пиотровская Л. А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха. // Речевая деятельность в норме и патологии.
2. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / /Под ред. B.И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 - 448 с.
3. Основы теории и практики логопедии [Текст] // Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1968. - 367с.
4. Л. Ф. Спирова [статья] //Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма/.