Ольга Гладких
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Существуют различные подходы к организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно-нравственного воспитания. Кроме того, и ученые, и педагоги имеют различное мировоззрение. В силу этого современное воспитание детей отличается от предыдущих периодов тем, что возможны разные подходы к духовно-нравственному воспитанию только в рамках традиционных ценностей.
Публикация «Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Выделяют два направления духовно-нравственного воспитания : объективно-всеобщее и субъективно-индивидуальное. Двум направлениям соответствуют пять моделей духовно-нравственного воспитания : социоцентрическая, этнопедагогическая, теоцентрическая, гуманистическая и правовая.
Для воспитания в советский период была характерна социоцентрическая модель. Человек рассматривался как субъект и объект научного исследования и целенаправленного педагогического формирования.
Уже с 20-х годов активно развивается социальная педагогика, делающая акцент на социализацию детей, освоение ими общественных норм. Социоцентрическая модель нравственного воспитания детей осуществляется с целью воспитания личности на благо общества и государства. Определяющей ценностью здесь является социальная справедливость. Концепция "социального воспитания " практически исключала духовное воспитание. Под ним понималось воспитание высших культурных, эстетических, нравственных ценностей, формирование долга, ответственности, служение Родине, т. е. качеств, которые действительно являются духовными. Но формирование самой духовности как некоего субстанциального начала в советской школе не было и быть не могло.
Под влиянием зарубежных теорий в последние десятилетия 20 века стало доминировать субъектно-индивидуальное направление, которое реализуется в гуманистической и правовой моделях духовно- нравственного воспитания.
Гуманистическое направление обусловило развитие "педагогики сотрудничества" и возрождение "теории свободного воспитания" с ее принципом равноправия воспитателя и воспитуемого и основной задачей – самоактуализации личности. В основе воспитания лежит приоритет индивидуального развития, реализуемый на принципах толерантности, свободы и независимости личности.
Решить проблему сочетания интересов свободы отдельной личности и безопасности общества призван правовой подход в нравственном воспитании детей. Требования правового воспитания и образования в настоящее время заметно влияют на практику духовно-нравственного воспитания дошкольников. В разделе " Развитие представлений о человеке в истории и культуре" имеется требование о развитии у детей представлений об истории цивилизации, для чего педагоги "читают и рассказывают детям сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия и т. д. ; учат детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т. д.
Именно в этом отражены компоненты, связанные с усвоением ребенком-дошкольником общественных норм и правил поведения, их взаимодействия со взрослыми, ранее традиционно относимые к духовно-нравственному развитию.
Поиск новых моделей воспитания привел к появлению этнопедагогической и теоцентрической моделей духовно-нравственного воспитания.
Первая рассматривает духовно-нравственное воспитания в процессе постижения русской народной культуры.
В настоящее время теоцентрическое направление только складывается. Теоцентрическая модель не только реализует ценные идеи, содержащиеся в других моделях: уважение к личности ребенка, ее уникальности и т. д., но она создает психолого-педагогические условия, дающие возможность подлинно целостного развития ребенка, приобщающего его ко всей полноте мира: Богу, обществу и природе, формирующего его отношение к миру на основе любви и тем самым восстанавливающего отечественную традицию и смысл бытия человека в мире.