Нина Алёшина
Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания».
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения всегда актуальна. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». За эти годы произошло много изменений в дошкольном образовании, но идея духовно-нравственного воспитания детей и в настоящее время остается актуальной, и является социальным заказом государственной политики в области образования. Задачи, поставленные в ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это гордость за свой народ, любовь к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. В дошкольном возрасте закладываются основы личности: именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Нравственно воспитание – это прежде всего воспитание человечности, милосердия, доброты, любви к природе, к Родине, желание помочь нуждающимся – а это христианские добродетели. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, природе, культуре народа, помогает сохранить прошлое.
Публикация «Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы считаем, что одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Ребенок искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим человеком. Поэтому мы стараемся рассматривать духовно-нравственное и патриотическое воспитание в системе работы по экологическому образованию дошкольников.
Педагоги нашего детского сада планируют и проводят интереснейшие циклы наблюдений, познавательные экскурсии, занятия, праздники («День Земли», «Праздник юных любителей природы», «Люблю березку русскую», родительские собрания. А так же в процессе работы мы организуем социально значимые акции, в которых принимают участие не только воспитанники и их родители, но и жители нашего микрорайона («Ёлочка – зелёная иголочка», «Аллея добра», «От сердца к сердцу» и т. д.)
Данные мероприятия имеют огромное значение не только в экологическом, но и в духовно-нравственном воспитании детей. Надо отметить, что целенаправленная работа в данном направлении новая для нашего учреждения. Мы только в самом начале пути.
Все наши мероприятия по духовно-нравственному и экологическому воспитанию, такие как:
- проекты «Прекрасное пробуждает доброе», «Весенняя неделя добра»,
- праздники «Жаворонки – забытый праздник весны», «Троица», «Светлая Пасха», «Покров», «День семьи. Любви и верности»
- родительские собрания «Дорогую добра», «Духовность и нравственность наших детей».
направлены на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей, традиций, правильного отношения к природе.
Хотелось бы по каждой форме работы, остановиться и немного рассказать.
Проект «Весенняя неделя добра»
Целью помочь детям постичь понятие добра; способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу; прививать любовь к природе.
В рамках данного проекта были проведены следующие мероприятии: беседы с детьми и родителями «Моя семья», «О добрых поступках и делах», акции «Подари улыбку прохожему с рецептом счастья», «Зелёная аллея», «Дерево пожеланий».
Праздник «Жаворонки – забытый праздник весны» проводился в конце апреля с детьми средней группы, были приглашены родители и гости: Головина Ольга Александровна и отец Максим.
Дети пели песни, читали стихи о весне, играли в русские народные игры и рассказывали о приметах: сколько проталинок – столько и жаворонков.
Педагог пояснил, что в русском народе существует вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников из теплых стран прилетают 40 разных птиц и первый из них полевой жаворонок. В православной России в день Сорока мучеников отмечают праздник Сороки, он связан с днем памяти сорока севастийских мучеников. Было рассказано об этих святых.
Затем для родителей и детей был проведен мастер - класс из соленого теста птичка – жаворонка.
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле домик твой, в ясном небе песня!
Данное мероприятие сплотило и детей и родителей, и педагогов. Вспомнили о забытом празднике, при изготовлении жаворонок мамы и дети старались, делали своих птичек с большой любовью.
Родительское собрание «Духовность и нравственность наших детей» Гости: отец (священник) Максим.
На данном собрании мы совместно с родителями пытались разобрать такие понятия, как «духовность», «нравственность».
С понятием нравственность и нравственные качества мы разобрались достаточно быстро, а вот с духовностью у нас получилось сложнее разобраться. Помочь в этом нам смог представитель духовенства отец Максим.
И в заключение данного собрания предложили родителям послушать житие Святой великомученицы Варвары, чтобы еще раз убедиться во взаимосвязи духовно-нравственного и экологического воспитания.
Святая великомученица Варвара родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем – на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, – смотрела она на это и размышляла.
“Не может быть, – думала она, – чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра. ” Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.
И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем, о Боге. Узнав об этом, отец ее подвергал мучениям, тем самым, чтобы она отказалась от веры. Каждый раз после истязаний, Варвара просила Всемогущего (Бога, чтобы он помог пережить ей все эти мучения и раны на ее теле исцелялись.
После всех сих мучений святую осудили на смерть через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец. Так святая великомученица Варвара познала Бога через рассматривание природы.
Посмотрите, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Травинка прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем? Все это дело рук всемогущего Бога.
Поэтому, давайте, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать, прежде всего, самого себя и стремиться познать Бога.
Таким образом, мы пытаемся создать оптимальные условия для всестороннего развития экологического, духовно-нравственного потенциала наших детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на нравственных ценностях, осознанного отношения к природе и православных традициях.
Литература:
1. «Воспитание школьников»/ Москва 2009г., №9.
2. Дошкольная педагогика/ Санкт-Петербург 2009г., №1
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»/ Москва 1999г.
4. Потамовская О. В. «Особенности реализации духовно – нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений»/ Вестник ПСТГУ «Педагогика и психология, 2012г.
5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/ Москва 2013г., №2.