Анна Панфилова
Консультация «Особенности нравственного воспитания слепых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад 15
Кировского района
Санкт-Петербург
Панфилова Анна Сергеевна
Особенности нравственного воспитания слепых детей.
Педагогу и членам семьи, в которой воспитывается слепой малыш, нужно подготовить сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации. Родителям необходимо научиться помогать ребенку, преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений — между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.
Публикация «Консультация „Особенности нравственного воспитания слепых детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую слепые дети при неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже враждебность по отношению к другим людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков, читая детям нравственно-поучительные фольклорные сказки нужно обратить внимание детей на то, что доброжелательность очень важна чтобы подружиться, а доверие является главным для дружбы. Следует в каждом конкретном случае применять наиболее эффективные средства воздействия. В развитии личности слепых детей есть особенности, которые вызывают свои трудности в нравственном воспитании. Ограниченность чувственного опыта в связи с нарушением зрения, компенсаторное (а при неправильном обучении - гипертрофированное) развитие словесно-логического мышления, без достаточного для данного возраста знакомства с предметным миром, с конкретной действительностью, ведет к вербализму и чисто словесному знанию жизни. Ребенок с нарушенным зрением в процессе общения может неверно воспринять реакцию других на его поведение, что вызывает неправильное отношение к людям, событиям и своим поступкам. Многим детям с нарушениями зрения свойственна бесцеремонность в установлении оперативных контактов со старшими, а читая сказку ребенок поймет, что старших нужно уважать. Дети могут настойчиво требовать общения, бестактно прерывая разговор старших. Такое поведение, не соответствует ее нравственным требованиям.
А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и другие тифлопедагоги выделяют среди особенностей духовно-нравственных качеств детей с нарушениями зрения трудности понимания ими чувств и поступков людей, окружающих событий, сложности овладения нормами поведения. Исследованиями тифлопсихологов показано, что дети с нарушением зрения могут приобрести те же моральные принципы, что и нормально видящие сверстники. Запас впечатлений и знаний ограничен, эмоционально преподнесенного примера нравственного поведения часто не достаточно. На необходимость раннего нравственного воспитания детей с нарушениями зрения указывали Т. А. Власова, В. П. Ермаков, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др. Организовывая работу по нравственному воспитанию детей с нарушенным зрением, следует использовать их положительные особенности : склонность к доступным ему видам искусства, речевые и мыслительные возможности. При этом важно компенсировать излишнюю абстрактность речи и мышления, опираясь на сохранные анализаторы - слух, осязание, двигательный анализатор и с их помощью обогащая чувственный опыт. При выработке методов нравственного воспитания детей с нарушенным зрением, прежде всего, необходимо найти пути и средства, помогающие преодолеть их недоверие к людям, установить с такими детьми контакт путем участливого, доброжелательного, но не жалостливого отношения, справедливой требовательности, своевременной помощи. Только при этих условиях возможно осуществление нравственного воспитания детей. В результате всех правильно-построенных педагогических методов у детей формируются нравственные чувства, понятия, убеждения, воспитываются общественные мотивы поведения, правильное отношение к труду, к людям, к своим обязанностям. В нравственном воспитании как для детей дошкольного возраста с нормальным зрением, так и для дошкольников с нарушением решаются основные задачи: воспитание таких личностных качеств, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, взаимопомощь, формирование нравственных чувств и отношений.
Тифлопедагог Солнцева Л. И. отмечает, что нравственное воспитание слепых детей, их отношение к окружающему миру складывается иначе, чем у зрячих детей. Проблемы со зрением не могут быть причиной отклонения от моральных норм. Нравственному воспитанию слепых нужно уделять большее внимание, так как присутствует неправильное отношение зрячих к слабовидящим детям. Чрезмерное внимание, опека ведут к воспитанию нежелательных нравственных качеств. Страдают чувства коллективизма, ребенок эгоистичен.
Слепой ребенок часто черпает свои знания о различных сторонах жизни и деятельности людей из книг. При недостаточном руководстве чтением и неправильном воспитании интересов и мотивов труда у него в результате сопоставления своих возможностей с достижениями других людей нередко усиливается чувство неполноценности и неверия в свои силы. Расширение круга знаний при ограниченной сфере применения может вызвать у слепого ребенка отрицательное отношение к жизни. Слепой иногда может неверно воспринять реакцию других на его поведение, что вызывает неправильное отношение к людям, событиям и своим поступкам. Трудность ориентировки в окружающей жизни, ограниченность физического развития, связанные с этим затруднения в организации трудового воспитания в дошкольном и школьном возрасте отрицательно сказываются на нравственных качествах слепого ребенка.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что слепые дети, будучи членами социальной системы и общества должны быть определенным образом организованы, согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Поэтому нравственное воспитание слепых детей это, прежде всего, всесторонние воздействие на духовное и физическое развитие, способствующие формированию нравственных взглядов, нравственных убеждений, мировоззрения, формированию навыков и привычек поведения, чувств и морально-волевых черт характера.
Педагогам важно помнить, что у этих детей нравственные представления ограничены, не дифференцированы, большей частью искажены. Расстройство зрения не дает им возможности подражать внешним проявлениям положительных качеств, они не видят, насколько привлекателен или, наоборот, отталкивающе тот или иной поступок окружающих его людей. При нарушенном зрении затруднена ориентировка в эмоциональных проявлениях зрячих сверстников и взрослых: одобрение или недовольство, выраженные взглядом, мимикой, жестом.
Особые трудности в нравственном воспитании возникают в работе со слепыми подростками. В подростковом возрасте у таких детей возникает отрицательное отношение к школе. Недостатки в нравственном воспитании сказываются после выхода их из школы. Слепые выпускники с трудом адаптируются в трудовом коллективе, у них больше склонностей к вредным
привычкам, они лишены чувства застенчивости, неловкости, часто ведут себя развязно.
Однако нравственные понятия возможно воспитывать и развивать. Для успешного их развития нужна длительная упорная работа, необходима система целенаправленного педагогического воздействия.
Таким образом, нравственность человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у детей было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.