Ирина Минасова
Организация и проведение диагностики выявления уровня музыкальной образованности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой (пением) признавалось всегда. Практика диагностики музыкальных способностей имеет свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.
Темочки:
Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-
разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно
ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Эти музыкальные впечатления ребенок должен получать не только в детском саду, но и дома.
Чтобы работа по музыкальному воспитанию была более эффективной, в нашем ДОО систематически проводятся диагностические срезы развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один - два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка, группы в целом и соответственно корректировать содержание занятий.
Для анализа знаний и умений детей используется диагностика по И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. Проводится она в виде наблюдений, индивидуальных занятий, специальных игр-заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Для этого применяются игры и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По итогам мониторинга составляются новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей.
Уровень музыкального развития дошкольников определяется в следующих видах деятельности:
1. Восприятие музыки
2. Пение
3. Музыкально – ритмические движения
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальное развитие в каждом виде деятельности определяется тремя уровнями :
Уровень показателя Параметры
Высокий Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи
Средний Задание ребенок выполнил с незначительными ошибками после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов
Низкий Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи
В работе представлены критерии уровневой оценки основных видов музыкальной деятельности и результаты диагностики музыкального развития детей, которые проводились в средней и подготовительной группах ДОО.
Критерии уровневой оценки по основным видам музыкальной деятельности
Средняя группа
Виды деятельности Уровень
Восприятие музыки Высокий уровень. Ребенок знает и различает малые жанры в музыке и некоторые их виды : песню (колыбельную, плясовую, марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразительные особенности музыки : характер, слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки : музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности : темп, динамику, тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан, различает звуки.
Средний уровень. Ребенок знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки : динамику, темп, тембр, различает звуки по высоте.
Низкий уровень. Ребенок не умеет внимательно слушать музыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не различает отношения музыкальных звуков.
Пение Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки - выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни.
Музыкально – ритмические
движения Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, понимает композицию танца, понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Качественно выполняет движения танца.
Средний уровень. Ребенок различает характер музыки и движений, понимает композицию танца при небольшой словесной помощи взрослого.
Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой помощи трудно осознает изменения движений.
Игра на детских музыкальных инструментах Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне.
Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь взрослого.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется исполнять простейшей попевки даже при оказании помощи взрослого.
Подготовительная группа
Виды деятельности Уровень
Восприятие музыки Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произведений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает комплекс выразительных средств.
Средний уровень. Ребенок может с помощью взрослого выразить свои музыкальные впечатления и различает средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки.
Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого ребенок не может дать образную характеристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности.
Пение Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к пению и освоению новых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. Умеет дать правильную оценку своему пению и пению другого ребенка. Исполняет песни выразительно, эмоционально.
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрослого. Без сопровождения поет только простые песни.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Слабо развиты певческие умения и навыки.
Музыкально – ритмические
движения Высокий уровень. Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, выделяет средства выразительности и их различные изменения, самостоятельно исполняет танец.
Средний уровень. Ребенок достаточно выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, но немного затрудняется в самостоятельном исполнении танца.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.
Игра на детских музыкальных инструментах Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок.
Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с небольшими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помощи взрослого.
Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую мелодию на металлофоне
даже после оказания любой помощи.