Ольга Полякова
Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения.
Речевое развитие- является значимойобразовательной областью ФГОС ДО. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей (ст. 64 ФЗ Об образовании в РФ).
Ориентиры успешного речевого развития в ДОУ:
Публикация «Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения» размещена в разделах
-ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек,
- 6 – 7 лет: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Речь- это основное средство общения и необходимая основа мышления. Различные мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Речь регулирует нашу психическую деятельность, также оказывает большое влияние на развитие личности. Речь любого ребенка является отражением его социальной среды, таким образом, дети с нарушениями речи входят в группу риска, и если не заниматься малышом это может привести к печальным последствиям, к его социальной замкнутости, неразвитости и так далее, что естественно неблагоприятно скажется на его жизнь в целом.
Речевые дефекты ограничивают познавательные возможности ребенка, порождают нежелательные, негативные черты личности, что приводит к отклоняющемуся поведению его в социуме. Нарушения речи мешают успешному обучению ребенка в детском учреждении, что само собой способствует появлению неуверенности в своих силах, ребенок начинает испытывать трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь приводит к его отклоняющему поведению, он может стать ожесточенным, агрессивным, грубым, лживым, может начать избивать обидчиков, которые возможно дразнили его, подражая дефектной речи ребенка.
Проявления подорванного эмоционального состояния ребенка, может проявляться как угодно, в жестоком отношении к другим детям, к нежеланию общаться в принципе, в более старшем возрасте, а именно школьном возрасте это может привести к раннему употреблению алкоголя или наркотических веществ, такой ребенок часто срывает занятия или уроки.
Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что коррекция речевой патологии является одним из методов профилактики девиантного поведения, что говорит о том, что необходимо уделять особое внимание развитию речи ребенка, так как она влияет на все сферы жизни малыша, и от нее во многом зависит, как будет развиваться данная личность.
Одной из важнейших задач, остается профилактика переутомления и психического травмирования детей, в связи с этим можно говорить о том, что ответственность за состояние речевого развития, лежит не только на логопеде, но и на других специалистах работающих с ребенком.
В тех случаях, о которых говорилось выше (негативные проявления ребенка) необходимым является слаженная, совместная работа логопеда с психологом, для того чтобы действовать в комплексе.
Далее хотелось бы сказать, как конкретное нарушение речи сказывается на поведении ребенка, и на его эмоциональном состоянии:
Дислалия:1-2 дефекта звуков могут не отразиться на состоянии психики ребенка, но если ребенок очень эмоционален,с ранимой психикой, для него это может быть настоящей трагедией. А если нарушены 5-6 звуков и более речь может быть малопонятной и ребенок может очень остро переживать из-за этого, из за чего у него может развиться логофобия, или мутизм - полное молчание. Ребенок настолько замыкается в себе, что не идет ни на какие контакты с социумом, что может быть расценено специалистами, как подозрение на ЗПР или даже УО, и если такой диагноз будет поставлен ребенку, это может просто испортить его судьбу.
Дизартрия: это нарушение звукопроизношения, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. Такие детки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительны, суетливы, двигательно беспокойны.
Ринолалия - это расщелина губы и неба, и при этом нарушении речь у ребенка принимает гнусавость. К счастью в настоящее время с ринолалией легко справится, если ребенок попадет к хорошим специалистам. Часто такие дети из неблагополучных семей, от них часто отказываются родители, что непосредственным образом влияет на их эмоциональное состояние в негативную сторону, часто у них возникают неврологические признаки- нистагмы (непроизвольные, быстро следующие друг за другом движения глаз из стороны в сторону). Этот дефект вполне может спровацироватьдевиантное поведение ребенка.
Заикание:данное нарушение существенно влияет на развитие личности, такие дети особенно тревожны, мнительны и боязливы. С возрастом у них проявляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Здесь все осложняется тем, что дети с данным нарушением обладают не только несформированностью речи, но и несформированностью моторными, психическими функциями. В ряде случаев у таких детей формируются невротические черты характера, также отмечаются обидчивость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность и т. д.
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что недоразвитие речи, ее нарушения неблагоприятно сказываются на поведении ребенка, вызывая девиантные проявления. Очень важно, отслеживать развитие речи, обращать на речевые нормы вашего ребенка, ответственность лежит абсолютно на всех, как на специалистах, так и на родителях ребенка, и его близких.