Маргарита Шебина
Особенности детей 4–5-летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психология ребенка 4 5 лет — советы родителям o правильном подходе к воспитанию.
Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью и привязанностью к свои родным. Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях — такова психология ребенка 4 5 лет. Советы родителям у которых растут дети такого возраста, могут очень пригодиться для грамотной коррекции воспитательного процесса
Содержание:
1. Физические особенности развития
2. Психическое развитие ребенка
З. Игры
4. Творческие способности
Публикация «Особенности детей 4–5-летнего возраста» размещена в разделах
5. Развитие речи
6. Общение
7. Эмоциональные особенности
8. Воспитание
9. Обучение детей 4-5 лет
1. Физические особенности развития
Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей. Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:
- Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
- Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
- Наблюдается развитие навыка моторики.
- Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
- В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. B весе же – до 2 кг.
- Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения не окончен. Поэтому и речи быть не может o каких бы то ни было силовых упражнениях.
- Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям
- Со слабой координацией, и т. д.
- Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно—рефлекторные связи.
- Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
Возраст 4-5 лет — это по -настоящему «золотая пора» развития сенсорных способностей.
Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.
Такая вещь, как условное торможение, формируется с трудом. То есть, в случае запрета на какое -нибудь действие, ребенок не сможет это уяснить сразу. Нужно постоянно в этом возрасте закреплять это c ним.
[Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня. То есть, просто будить малыша и укладывать спать в одно и то же время каждый день. A потом перейти к другим полезным действиям. ]
2. Психическое развитие ребенка.
Малыш это возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками все больше совершенствуется. Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает:
- стремятся быть самостоятельными;
- проявляют чуткость к окружающим, применяют этические навыки;
- активно демонстрируют свое богатое воображение и творческие способности (такая неограниченная фантазия, может порождать и детские страхи);
- социально ориентируются на семью и сверстников;
- усложняют процесс игровой деятельности;
- любознательны ко всему, что окружает;
- эмоционально восприимчивы и ранимы;
- испытывают интерес гендерной принадлежности.
[Родители, имеющие представления o возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникшие страхи или тревоги. ]
3. Игры
В играх развивается детская фантазия. Игры становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые. Теперь малыши могут развлекаться без помощи взрослых, самостоятельно. Они обычно заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяются с правилами, и жестко следят за их выполнением. То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае — правилам игры, потом это пригодится и в жизни). Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.
[Очень важно относится к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть. ]
4. Творческие способности
Каждому родителю хочется видеть своего малыша в том числе и с высоко развитым эстетическим чувством. Человеком с независимым, открытом умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил. Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно. Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладеть (не сразу, a понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля. Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т. к. координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.
[C точки зрения психологии, рисунок — это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир. ]
Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).
5. Развитие речи
Такой скачок в развитии, который есть у детей такого возраста, был бы мало возможен без постепенного овладения искусством речи. И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает. B этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается. Благодаря этому он воспринимает этот мир более осмысленно, целенаправленно анализируя.
6. Общение
Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны. Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя более раскованно и свободней со сверстниками. B общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям. Показывайте малышу, как инициировать общение.
B общении c взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий.
B общении с друг другом, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.
[Иногда дети стесняются общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации. ]
например, помочь ребенку и ввести его в круг общения детей словами: «Привет, ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе». B дальнейшем ребенок сам научится знакомиться и общаться.
7. Эмоциональные особенности
Ребенок в этом возрасте — маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать свои чувства с разной интонацией и мимикой.
8. Воспитание
К этому возрасту дети становятся чаще мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже. B это время у малыша развивается познавательная сфера. Необходимо как можно чаще общаться c ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно ему рассказывать об окружающем мире, o явлениях, происходящих в нем. B этом возрасте с малышом можно договориться.
[Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. ]
Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.
9. Обучение детей 4-5
Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга. Одни прибывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего. И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.
4-5 лет — очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни.
[Например, у детей появляются страхи. Один из них — страх темноты или одиночества. ]
Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.