ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Особенности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма. Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов.
Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического развития
Публикация «Особенности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенности памяти
Снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; преобладание наглядной памяти над словесной.
Особенности внимания
Исследователь детей с задержкой психического развития Жаренкова Л. М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
Особенности развития восприятия
1. Недостаточная полнота и точность восприятия.
2. Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия.
3. Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
4. Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющие сложный характер - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Особенности мышления
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.
2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Следует заметить, что дети указанной категории в большей мере заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы. Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Психологи отмечают характерные для этих детей особенности : слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с задержкой психического развития характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.
У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
Особенности развития речи
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи уровня. Третий уровень речевого развития детей, по мнению Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Несформированность фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа проявляется в том, что дети смешивают звуки по звучанию. Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем речи, что затрудняет своевременный переход от ситуативной формы речи к контекстной.
Несформированная речевая деятельность является причиной замедленного формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время проблема преодоления задержки психического развития у дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной коррекционной педагогики. Анализ научной литературы показывает, что в последние годы увеличилось число детей со сложной структурой дефекта. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания проблем у детей дошкольного возраста, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия. Максимальная коррекция проблем в психическом и речевом развитии ребенка возможна в условиях комплексного подхода к их преодолению.