НАТАЛИЯ СУНЦОВА
Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Дети дошкольного возраста непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Проблема воспитания финансовой грамотности возникла в процессе наблюдения за разнообразной деятельностью детей. В самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т. д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников отражено в авторских программах : Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников», А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», А. А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику». Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире
Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников решаются в разных видах детской деятельности и развития:
Изодеятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.
Развитие речи –дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.
Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленние», «на сколько больше - на сколько меньше».
Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.
Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов. Поэтому целесообразно посредством индивидуальных бесед заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи.
Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. Почти у всех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.
Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. Такое качество как «бережливость» они оценивают как положительное качество. Из высказываний детей : «Бережливый – это умный. Моя мама, когда стирает, берет мало порошка. Она пользуется специальной лопаткой».
Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т. д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.
Дети и деньги. Наблюдая за играми детей, нетрудно увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т. д. И тогда самое время провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. На вопросы:
- Как ты думаешь, откуда деньги берутся?
-Зачем людям нужны деньги?
-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
-Можно ли деньги выбрасывать?
Были получены следующие ответы. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки». На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки». Ответы на третий вопрос смог несколько удивили: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом».
Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно «беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом.
Итак, дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, Следующим шагом является формирование навыка пользоваться деньгами. В повседневной жизни этот навык формируется у детей естественным путем (покупка сладостей, мороженного и т. д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности. Так при покупке каких то вещей дети учатся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи, перед ними раскрывается покупательская сила денежных знаков. Конечно родителям следует обязательно провести беседу с ребенком о правилах поведения в общественных местах.
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности, могут быть использованы самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей- финансовую.
Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом» :
Какую нужду испытывали котята?
Какие возможности были у тети Кошки?
Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. д.
Процесс воспитания финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.
Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому предпочтение таким формам общения как игра, беседа и др. Сделать экономику для детей понятной помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». В беседах с детьми, следует акцентировать, что профессия, работа – это достойная жизнь, чтобы дети с уважением относились к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность.
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к воспитанию у детей финансовой грамотности.