Васильева Елена
Основы технологии развития гражданско-патриотических чувств и этнотолерантности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность формируется целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру. Для этого необходима разработка интегративного образовательного содержания.
Этапы педагогической технологии
1этап - прогностический. Включает в себя диагностику (проведение диагностики, количественный и качественный анализ результатов, выявление связей и зависимостей разного характера) и целеполагание (корректировка и конкретизация целей и задач работы с детьми и, при необходимости, с их родителями на основе результатов диагностики).
Публикация «Основы технологии развития гражданско-патриотических чувств и этнотолерантности у дошкольников» размещена в разделах
2 этап - информационный - предполагает накопление представлений, обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка о жизни города, страны и мира. В ходе работы закладываются основы знаний о своем городе, стране, ее истории, народной культуре, о представителях других рас и национальностей, их культуре, общности нравственно-этических и эстетических ценностей, причинах различий в культурах, правилах и нормах взаимоотношений людей, позитивных способах взаимодействия с людьми разных стран и этносов. На основе этих знаний у детей воспитывается чувство привязанности к родному краю, гордости за историю своей страны, ее народ, культуру. Возникает уважение к обычаям, традициям своего и других народов, интерес к особенностям жизни, проявлениям культуры, традициям людей других стран и этносов.
3 этап - практический - включение ребенка в разные виды детской деятельности, в которых он может выразить свои представления и отношение к особенностям родной страны и людям разных национальностей (игровая, проектная, изобразительная, театрализованная). На этом этапе создаются условия, способствующие актуализации и переносу знаний и умений в различные виды деятельности детей. Поведенческий компонент предполагает накопление опыта ответственного, нравственного поведения в разных ситуациях по отношению к разным людям, их культурам и ценностям.
Итоговый (4 этап) - поведенческий - обеспечивает применение умений следовать правилам толерантного поведения в реальных условиях жизни и общения с разными людьми, развитие начал толерантного и гражданского поведения в процессе участия дошкольников в социальных гуманитарных акциях.
Условия реализации задач и содержания работы с детьми
1. Повышение межкультурной толерантности и этнотолерантности самих взрослых людей: родителей и педагогов, высокий уровень их гражданственности и патриотизма.
2. Позитивное отношение взрослых (педагогов и родителей) к городу, стране, разным национальностям, их компетентность по проблеме воспитания основ гражданско-патриотических чувств.
3. Готовность педагогов и родителей включать детей в межкультурное взаимодействие. А именно знакомить их с универсалиями и различиями культур разных этносов в процессе приобщения к разным видам искусства, организовывать ситуации общения и совместной деятельности с представителями.
4. В целом социальная среда, выступающая важным фактором освоения дошкольниками универсальных («наднациональных») ценностей и норм.
5. Организация предметно-развивающей среды, инициирующей интерес ребенка, активность в познании социального мира.
Средства образования дошкольников в поликультурном обществе
Ведущими средствами образования выступают средства, предоставляемые разными видами культуры. Наиболее доступными из них для дошкольников являются :
• Народная игровая культура
• Устное народное творчество
• Декоративно-прикладное искусство разных народов
• Поликультурное пространство музея.
•
1. Народная игровая культура.
Велико значение народной культуры в становлении национального сознания и развитии личности в целом. Следует учитывать, что понятие «народная культура» имеет собирательный характер, одним из важнейших компонентов которого является игровая культура.
Народная игровая культура является одним из наиболее доступных средств инкультурации и социализации дошкольника. Ребенку понятны и интересны разные формы народной игровой культуры:
• народный праздник как феномен культуры и взаимосвязанная с ним карнавальная культура,
• народный театр,
• народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные).
•
2. Устное народное творчество.
Устный фольклор имеет огромную ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Произведения устного народного творчества естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).
3. Декоративно-прикладное и музыкальное искусство разных народов.
В народном искусстве отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Возможность не только наблюдать, но и самостоятельно лепить, петь, танцевать, рисовать, импровизировать на основе народных мотивов делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.