Наталья Максименко
Основы технического моделирования с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по которой мы работаем направлена на формирований представлений детей о технике, развитие интереса к техническому моделированию, развитие образного и логического мышления, освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Начальное техническое моделирование является наиболее доступным и интересным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Занятия по формированию представлений детей о технике, моделированию и развитию инженерного мышления являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Младший и средний дошкольный возраст - это самое удачное время для развития предпосылок инженерного мышления В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. В этом случае интеграция образовательных и технических областей позволит им гармонично объединится в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании.
Публикация «Основы технического моделирования с дошкольниками» размещена в разделах
Что же такое инженерное мышление? Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, повышение качества продукции; это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Техническая деятельность включает в себя: -знакомство с профессиями: строитель, металлург, программист и др. ; -знакомство с различными видами техники; -практическая деятельность с применением технических конструкции.
Инженерно-техническое образование в детском саду строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, повышение качества продукции; это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями
Основная цель работы : Создать условия для успешного ознакомления с элементами техники, физических явлений, механики, обучение трудовым умениям и навыкам обработки наиболее распространённых и доступных детям материалов с использованием простейших инструментов ручного труда.
Каждая из форм работы оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического, а затем и инженерного мышления.
В процессе интеграции познавательной, игровой и конструктивно-модельной деятельности и развитии творческих технических способностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки
МОДЕЛИРОВАНИЕ - наглядно-практический метод обучения.
В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Целесообразно использовать метод наглядного диктанта при изготовлении некоторых конструкций, особенно на начальном этапе или при ознакомлении с новым понятие, нелишним будет просмотр видео фильмов по теме будущей поделки, где педагог может акцентировать внимание на некоторые его особенности, а сдела стоп – кадр подробнее рассмотреть ту или иную деталь. Для ознакомительных целей можно использовать видео презентации или фильмы ВВС.
Интересы, как и другие качества личности, не являются врожденными. Они формируются под влиянием окружающей предметной среды. Увидев новый, необычный предмет, малыш тянется к нему, стремится взять в руки, чтобы рассмотреть поближе. Поиграть. Примерно также поступит и ребенок постарше, если какая-то вещь произвела на него сильное впечатление. Важно вовремя заметит возникший у ребенка интерес к технике, сделать его устойчивым.
Все начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками и пусть это будет самый простой материал – бумага:
- складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию;
- склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали;
- разбирать на отдельные части механизмы и детали, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль).
Со стороны взрослых важно не пропустить интерес к различным машинам, механизмам и роботам. К работе дети приступают после проведения воспитателями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или
приспособлением.
Педагог с первых дней занятий должен приучать детей к точному соблюдению порядка разметки изделий из бумаги, картона и других материалов, выработать привычку сначала обдумать, потом делать, умение вносить различные изменения в свои изделия. Возможно реализация данной программы в группах комбинированной направленности с детьми ОВЗ. При организации образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка с ОВЗ и уровень его психомоторного развития. Допустимо снижать временную нагрузку или сложность материала. Необходимо тщательнее следить за уровнем психо – эмоционального напряжения и утомляемости. Использовать большее количество наглядности, игрового материала.
Конструирование или моделирование, являясь составной частью игры, становится способом для достижения игровой цели, а процесс, выбор деталей и пр. - средством сооружения постройки, поделки. Деятельность детей, таким образом, приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретенный опыт.