Татьяна Наместникова
Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования
Цель: Создание условий для развития интереса детей к собственным открытиям через поисковую деятельность в создании композиций по средству нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Основы развития творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
Развивающие :
развивать у детей образное, ассоциативное мышление, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, творческого потенциала, внимание, самостоятельности и творческой активности, поддерживать потребность в самоутверждении;
формировать умение у детей использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
Воспитательные:
воспитывать у детей аккуратность, эстетический вкус, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию, художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Чтобы выразить свои фантазии, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств. Необычные сочетания материалов и инструментов дает возможность для большего развития фантазии творчества детей. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования, направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Использование хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала, раскрывает у детей новые возможности и удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, пробуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность и неповторимость, почувствовать «ситуацию успеха».
В настоящее время для развития творческого восприятия и личности в целом возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетического искусства, которые способствуют решению современных задач. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать альтернативные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Альтернативные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Дети знакомятся с многообразием материалов, разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, на основе полученных знаний учатся создавать свои рисунки. Так у детей развивается память, они учатся планировать процесс рисования. Многие виды альтернативного рисования способствуют коррекции мелкой моторики пальцев рук. Они требуют точности и быстроты действия, умения определять силу нажима на материал или на инструмент. Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, активизировать поисково-исследовательскую деятельность. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.
Нетрадиционный способ рисования (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными. Термин «техника» (от греч. technike – искусная и technе – искусство, мастерство) понимается как совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. д., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов. Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. В педагогической практике распространены различные неклассические техники и приёмы рисования : кляксография, набрызг, оттиск смятой бумагой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, рисование поролоном, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, гравюра, монотипия предметная, пейзажная, печать по трафарету, пластилинография и др.
В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной деятельности дошкольников. Первый этап – «экспериментирование» предполагает обучение воспитанников умению использовать традиционные материалы в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется цвету, его подбору, смешиванию, получению новых цветов; определению выразительных элементов каждой техники в создании рисунков. Второй этап - «вариативность» - предполагает развитие умения воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ, рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ). Несомненно, в начале данного этапа требуется участие взрослого, а в дальнейшем воспитанникам предлагается самостоятельно выбирать технику, выполнять изображение и объяснять свой выбор. Постепенно обогащается опыт художественно-творческой деятельности воспитанников как в индивидуальных, так и коллективных формах работы. Третий этап - «творчество» - предполагает создание условий развития самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.
Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что рисование, с использованием нетрадиционных техник, может помочь обеспечить всестороннее развитие ребенка, ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения.
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М. : Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М. Издательство 2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
6. Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлушной. – М. : Просвещение, 1974.
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004
8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3- 6 лет» Москва 2017