Татьяна Нетёсова
Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений
▼ Скачать +Заказ
Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений
Структура лекции
Определиться с ключевыми понятиями темы: деятельность, взаимодействие, педагог
Развивать умение работать с информацией
Формировать готовность к профессиональной деятельности педагога
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои
потребности, достигает цели.
Публикация «Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений» размещена в разделах
Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.
Деятельность характеризует
сознательную сторону личности
человека (в отличии от поведения).
Черты деятельности человека
Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
Продуктивный характер: направлен на получение результата (продукта).
Преобразующий характер : человек изменяет окружающий мир и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию
неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
Общественный характер: человек в процессе деятельности, как
правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Виды деятельности человека:
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и
вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих
потребностей. Она включает в себя материально-производственную
деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-
преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием
научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в
себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности
Структура деятельности:
Предмет деятельности
Средства и условия деятельности
Цель деятельности
Мотив деятельности
Продукт деятельности
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.
Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека. Продукт деятельности – результат деятельности.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Мотив (лат. moveo «двигаю») — материальный или идеальный предмет, представляющий терминальную (окончательную) ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности.
Продукт деятельности. Результат целенаправленной деятельности человека по переработке информации, вещества и энергии, существующий не только в виде материальных предметов и текстов, но и в форме услуг.
Структура педагогической деятельности:
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления
перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация
данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который
диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация
взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние
мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста,
к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Содержание педагогической деятельности: теоретические и практические
знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами (методами) передачи опыта общественного поведения и
взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Структура деятельности:
Мотив деятельности
Цель деятельности
Предмет деятельности
Средства и условия деятельности
Продукт деятельности
Взаимодействие -основная философская категория, которая:
обладает объективностью и универсальностью;
является основной формой существования и движения материи;
имеет причинно-следственную природу
отражает общие свойства и отношения явлений действительности и познания
обладает избирательностью…
Педагогическая энциклопедия о педагогическом взаимодействии-«Педагогическое взаимодействие (П. в.) – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. П. в. – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятия «педагогическое взаимодействие» получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. П. в. – сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П. в. обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. П. в. присутствует во всех видах деятельности – познавательной, трудовой, творческой. В основе П. в. лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и пр. П. в. может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником, социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. П. в. предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых П. в. связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция – он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять П. в. П. в., совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога».
Взаимодействие
как категория педагогической науки-Объект дидактической теории образования в настоящий момент определился как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее в рамках системы образования… (Э. Н. Гусинский. Построение теории образования….).
Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащегося в различных видах деятельности. Обучение – процесс целенаправленного руководства деятельностью учащихся на основе
взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащегося (О. С. Гребенюк. Педагогика индивидуальности)
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности
(Л. Д. Столяренко Основы психологии)
Взаимодействие образования
с социальными институтами
взаимосвязи в образовательной системе как социальном
институте
связи групповых субъектов
в рамках одной образовательной организации
индивидуальные контакты
участников образовательного процесса
Взаимодействия в образовательном процессе-Традиционное взаимодействие учитель- ученик
Классно-урочная система
Метод взаимного обучения
Трудовые школы, школы- коммуны, опытные станции
Школы альтернативного обучения (прагматическая педагогика)
Групповые тренинги
Социально-педагогические комплексы
Дистанционное обучение и т. д.
Преподавательская деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т. д.).
Воспитательная — совокупность целенаправленных действий, направленная на организацию оптимальных условий для личностного роста и становления у воспитуемого специальных знаний; идей, принципов, нравственных и политических ориентиров, а также его подготовки к дальнейшей бесконфликтной жизни в обществе.
Социально-педагогическая – направлена, на социальную защиту несовершеннолетних, а также организацию помощи для нормализации их психологического состояния, межличностных, семейных и общественных отношений. Ставит целью социализацию обучающихся, получение ими образовательного и социокультурного опыта и создание условий их самореализации и адаптации в обществе.
Культурно-просветительская деятельность – это комплекс мер, направленных на организацию различного типа мероприятий, связанных с развитием патриотического духа, приобщения к культуре народа и его устоям, а также развитию у общества активной социальной позиции. Именно эти типы мероприятий и деятельность различных организаций позволяют сплотить молодежь и старшие поколения.
Научно-методическая деятельность (НМД) — деятельность, направленная на повышение эффективности работы библиотек (библиотечных систем) на основе управления социальными и технологическими нововведениями (инновациями, включающая в себя организационные, исследовательские и педагогические функции. Под управлением понимается совокупность законов, принципов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Коррекционно-развивающая деятельность - это создание психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и взрослого как участников образовательной среды, процесса и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного (или профессионального) развития.
Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Инженерно-педагогическая – сложное многокомпонентное явление, включающее в себя как педагогическую деятельность – дающую возможность организовать систему профессионального обучения и воспитания и производственно-технологическую – обеспечивающую учебно-производственный процесс в мастерских и лабораториях учреждения. Педагогическая практика в этом тандеме выступает доминантной составляющей, в то время как производственно-технологическая часть имеет инструментальный характер, являясь средством обучения.
Общественно-педагогическая – учебно-воспитательная работа, основанная на добровольных началах и выходящая за пределы должностных обязанностей педагога, а иногда и образовательного учреждения. Выражается в неформальном учебно-воспитательном общении с обучающимися, руководстве и организации их внеклассной и внешкольной активности (учебной, досуговой, развивающей, участием в школьных и внешкольных культурно-спортивных мероприятиях.