Татьяна Хохлова
Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов Среднего Поволжья, доступные для освоения детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет „Дружная семья народов“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
2. Определить содержание образовательной области «Познавательное развитие» для реализации механизма формирования у детей старшего дошкольного возраста об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов Среднего Поволжья в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Разработать механизм, обозначив формы, методы, приемы и средства работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных костюмах народов Среднего Поволжья.
4. Определить целевые ориентиры, возможные достижения воспитанников в результате реализации разработанного механизма.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
(на содержании темы «Дружная семья народов»)
Компоненты моделей Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО
Совместная деятельность педагога и детей Условия для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество
с родителями
ООД Режимные моменты
Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта.
1.1 Сформировать у детей представления о народах Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).
1.2 Формировать представления детей о духовной культуре народов Среднего Поволжья : фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
1.3 Обогащать представления детей о материальной культуре и обычаях народов Среднего Поволжья : предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта.
2.1 Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
2.2 Формировать эмоционально положительное отношение детей к традициям и обычаям народов Среднего Поволжья.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий.
3.1 Формировать у детей умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к традициям и обычаям народов Среднего Поволжья.
Содержательный компонент ООД 1 (познавательно-исследовательская деятельность)
«Русская изба»
ООД 2
(изобразительная деятельность)
«Чувашский национальный костюм»
ООД 3
(восприятие художественной литературы)
«Три сестры»
ООД 4
(изобразительная деятельность)
«Украшение полотенца мордовским орнаментом»
ООД 5
(музыкальная деятельность)
Итоговое развлечение «Народный теремок» (Приложение 1) Утро
Темы
1. «В тесноте, да не в обиде»
2. «Укрась платок»
3. «Семьи бывают разные»
4. Рассказывание русских и татарских сказок
Прогулка
Темы
1. «Моя любимая народная сказки»
2. «Городки», «Лапта», «Тимербай», «Котел», «Слепой баран» (Суккар такалла)
Вечер
Темы
1.«Дорисуй орнамент», «Повтори узор»
2.«Гуси - лебеди», татарской народной сказки «Три сестры», мордовская народная сказка «Седун»
3.«Волк и семеро козлят», «Каша из топора»
4. «Одень куклу в национальный костюм», Лото «предметы мордовского быта»,
5. «Народные праздники» «Народные приметы».
6. «Приготовим чак-чак», «Приготовим мордовский костюм для праздника».
7. «Волшебный сундучек»
8. «Слепим посуду для куклы Акань».
Актуальная среда
1. «Игрушки и музыкальные инструменты русского народа», «Народные костюмы Среднего Поволжья», «Русская вышивка».
2. «Основные занятия татар», «Татарская деревня», «Основные занятия чувашского народа», «Народные промыслы и декоротивно-приклодное искусство», «Основные занятия мордвы»,
3. «Русские детские сказки» (иллюстрации И. Я Билибина, Ю. А. Васнецова, Н. Н. Каразина, К. Кузнецова и др.)
4.«Русские народные сказки».
5. «Рубим избу», «Печь всему голова», «В гостях у татарской бабушки», «Приготовим обед из национальных блюд», «Наведем порядок в чувашском доме – «киле», «Угощаем национальным мордовским напитком (поза)»,
6. Прялки, салфетки, полотенца, кокошники, матрешки, рукавицы, самовары, заготовки для декоративного рисования.
Темы
1. «Приобщение детей к истокам народной культуры татар, чувашей, мордвы».
2. «Ставрополь провинциальный».
3. «Не учи безделью, а учи рукоделью» (женские ремесла, «Мастерство всегда в почете» (мужские ремесла).
4. «Русская матрешка», «Русские народные сувениры»/ «Добрым людям на загляденье».
5. «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!»
6. «Уголок татарской культуры».
7. «Чувашская народная кукла».
8. «Рукоделье – волшебство, в нем мечты, любовь и торжество красоты».
9. «Уголок мордовской культуры».
Технологический (процессуальный) компонент Ход
ООД 1
Ход
1. Беседа.
2. Экскурсия в мини-музей сада «Русская горница»
3. Рассматривание, обследование, действия с предметами народного быта.
4. Физминутка
5. Чтение русского фольклора
ООД 2
Ход
1. Беседа.
2. Рассматривание слайдов.
3. Физкульт. минутка «Дружная семья».
4. Правила работы с кистью.
5. Украшение чувашского костюма: детский костюм, женский и мужской повседневный и праздничный (декоративное рисование).
6. Оформление коллекции чувашского костюма.
ООД 3
Ход
1. Загадка (отгадай по иллюстрации, чья народная сказка)
2. Рассказывание сказки.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Физминутка.
5. Беседа по содержанию.
ООД 4
Ход
1. Беседа
2. Рассматривание орнамента на полотенце.
3. Пальчиковая гимнастика «Умелые ручки»
4. Самостоятельное выполнение детьми узора (декоративная аппликация).
5. Индивидуальная помощь детям.
6. Выставка детских работ.
ООД 5
1. Приветствие участников развлечения, гостей.
2. Татарская народная игра «Займи свое место»
3. Мордовский танец «Мордовочка»
4. Хоровод под чувашскую народную песню «Илемле, илемле»
5. Песня-инсценировка «Пошла Млада».
6. Исполнение частушек (р. н. м.)
7. Русская народная игра «Ручеек»
8. Чтение стихов
9. Песня «Дружать дети всей земли»
10. Организация чаепития с национальными блюдами
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Чтение художественных произведений
Прогулка
1. беседа
2. подвижная игра
Вечер
1. Творческая деятельность
2. Чтение народных сказок
3. Просмотр мультфильмов
4. дидактические игры
5. Беседы
6. сюжетно-ролевая игра
7. Чтение загадок, пословиц и поговорок
8. изготовление мордовской посуды
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
1. расматривание фотоальбомов
2. рассматривание сюжетных картинок
3. Иллюстрированный сборник А. Н. Афанасьева
4. Размещение в книжном уголке художественные произведения.
5. сюжетно – ролевые игры.
6. Художественно – творческая деятельность.
Формы и способы взаимодействия
1. встреча с интересным человеком (носителем культурных традиций татар).
2. совместная экскурсия в тольяттинский музей.
3. мастер-классы.
4. выставка совместного творчества детей и родителей.
5. ярмарка сувениров и предметов быта, выполненных детьми вместе с родителями по мотивам русского народного творчества.
6. участия в сборе материалов и оформление тематического уголка в центре краеведения.
7. мастер-класс для детей и родителей.
8. выставка совместного творчества детей и родителей (предметы народного декоративного творчества).
9. участие в сборе материалов и оформление тематического уголка в центре краеведения.