Мария Микшта
Конспект занятия по основам грамоты и письма «Речь устная и письменная» (предшкольный класс)
▼ Скачать + Заказать документы
№ 2
тема: Как люди общаются друг с другом? речь устная и письменная
Цели обучения данного
ОУД 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.
0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обозначениях.
0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.
Предполагаемый результат все воспитанники смогут:
отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.
Большинство воспитанников смогут: ориентироваться на странице прописи.
Штриховать, рисовать элементарные бордюры.
Публикация «Конспект занятия по основам грамоты и письма „Речь устная и письменная“ (предшкольный класс)» размещена в разделах
Находить информацию по иллюстрации.
Некоторые воспитанники смогут:
Приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
языковая цель развитие навыков.
воспитанники осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в диалог; пополнять пассивный и активный словарь; оценивать результаты своей работы на занятии;
Полиязычие: слеметсіз бе – здравствуйте – hеllo.
Основные термины и словосочетания: речь устная и письменная, общение.
вопросы для обсуждения: что помогает людям общаться? для чего нужна речь?
Предшествующие знания Знакомство с азбукой-тетрадью, правилами обращения с книгой, правилами поведения на занятии, посадка при письме.
План
Планируемое время запланированная деятельность ресурсы
I. создание положительного эмоционального настроя
0-3 мин II. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание 4-5 мин (г) «вспомним вежливые слова» (какая группа знает больше вежливых слов).
одна группа называет вежливые слова, следующие дополняют, стараясь не повторяться. Педагог на наборном полотне выставляет фишки. Подводит итог.
Педагог напоминает детям, чтобы они чаще говорили друг другу ласковые, вежливые слова, которые так радуют окружающих. даже обыкновенное, простое слово «здравствуйте», которым приветствует встретивший вас человек, значит очень многое. оно как бы говорит: «ты мне приятен, я радуюсь, что вижу тебя, я желаю тебе самого доброго здоровья, радости, веселья и счастья!». Фишки (кружочки) для подсчета количества слов.
Наборное полотно.
усвоить науку общения – это значит овладеть умением вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. так как же люди общаются друг с другом? сегодня мы поговорим об этом.
III. работа по теме занятия
6-25 мин (К) работа в азбуке-тетради. вспомнить, как правильно обращаться с тетрадью: бережно раскрывать, переворачивать страницы. Не загибать их.
Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради и подумать, кто как общается. что случилось с мальчиком? что делает его друг? что вы можете сказать о мальчиках и девочке? о чем говорят дети, работая на участке?
что делают дети и взрослые на следующих картинках? (дети занимаются в детском саду, папа читает книгу малышу). все они получают новые знания.
к нам на занятие пришли куаныш и Айсулу, они принесли картинки (животное, человек, птица, рыба) и хотят узнать, кто на картинках лишний и почему. (человек. Потому что только человек может говорить).
Подводит детей выводу.
все что мы говорим – это речь.
с помощью речи люди общаются друг с другом. с помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. речь помогает узнавать новое, интересное об окружающем мире. речь может утешить, развеселить, обрадовать.
работа с копилочкой. Положить слова слеметсіз бе – здравствуйте – hеllo в копилочку.
(Д, К, и) Динамическая пауза. Мы не пишем, не читаем, Мы на дудочке играем! ( Играют на дудочке:
Ду-ду-ду, ды-ды-ды,
Да-да-да, ди-ди-ди)
Приходите в гости к нам, (Хлопают в ладоши) Мы еще и спляшем вам!
(Весело притопывают).
речь устная и письменная.
(Д) один из органов, который помогает нам говорить - это губы. в старину их называли «уста», поэтому такая речь (когда мы говорим и слушаем) называется устной. и в тетради нарисованы губы и ухо.
долго человек пользовался только устной речью. Но все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец он догадался, как можно сохранить речь, ее можно записать.
Педагог предлагает детям рассмотреть пиктограммы, наскальные рисунки, иероглифы и буквы.
вспомните, как «написала» письмо первобытная девочка таффи. (Нарисовала акульим зубом на куске березовой коры то, что она хотела сказать маме). так что же мы делаем, когда пользуемся письменной речью?
(пишем и читаем). Азбука-тетрадь.
копилка слов.
Презентация письменной речи.
А в тетради нарисованы ручка и бумага.
Определение видов речи.
(и) Покажите с помощью стрелок, какой речью пользуются дети. Азбука-тетрадь.
(г) обсудите в группе, что вы узнали о речи. (один ребенок от группы рассказывает куанышу и Айсулу об услышанном на занятии (с опорой на иллюстрации).
Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А. Барто «сильное кино».
они ползут, А он им – раз! А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла! она им – раз! Но тут как раз ее он спас, он был с ней заодно.
ух сильное кино! А сестренка сказала: Нет, видно я еще мала, Я ничего не поняла.
как вы думаете, почему сестренка не поняла брата? чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Поговорка. Хорошую речь приятно слушать.
Педагог подводит детей к выводу: без речи трудно, невозможно поиграть, поговорить с ребятами, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью. стихотворение
А. Барто «сильное кино».
Письмо. Педагог предлагает детям рассмотреть задание, определить по знакам, что нужно сделать в каждом задании. Знакомит с прямой, волнистой линией, и ее написанием, видами штриховки.
(и, К) Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Ну, а этот долго спал, А потом будить всех стал. встали пальчики! ура!
Заниматься нам пора.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить», ритмично сжимать и разжимать пальцы.) вспомнить правило посадки при письме, как правильно держать карандаш.
работа в азбуке-тетради (от легкого задания к более сложному).
1. Провести прямую и волнистую линии по точкам.
2. выполнить штриховку квадрата, треугольника. Азбука-тетрадь. Простые карандаши.
IV. итог занятия. рефлексия
26-30 мин Напомните куанышу и Айсулу, как люди общаются друг с другом. что такое речь? какая бывает речь?
Я думаю, что куаныш и Айсулу тоже поняли и запомнили все, что вы рассказали им о речи.
А как вы запомнили материал, я узнаю по улыбкам ваших смайликов. объясните свой выбор.
если ребенок хорошо работал, справился со всеми заданиями (Я очень доволен! отлично, он дорисовывает смайлику широкую улыбочку; если были затруднения, смайлик чуть-чуть улыбается (Я доволен. Хорошо). Наблюдение за работой всех детей, в группе, выполнением заданий индивидуально.