Стратилатова Елена Николаевна
Опыт работы «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности как государства в целом, так и жизнедеятельности отдельной личности, принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Публикация «Опыт работы „Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников“» размещена в разделах
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Исходя из этого в ДОУ ведется профилактическая работа с персоналом, родителями и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, одной из которого является проведение учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации, руководствуемся памятками для воспитанников, родителей и педагогических работников о последствии действий в случае возникновения, чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозами для жизни человека.
Актуальным на сегодняшний день является обеспечение информационной безопасности. Для обеспечения безопасности в информационном пространстве причиняющий вред здоровью и развитию детей, проводятся беседы и занятия с детьми по правилам безопасного поведения в сети интернет. На родительских собраниях в повестку дня включаем вопрос обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Родителям также раздаются буклеты и памятки с рекомендациями правил безопасной работы в сети Интернет, повышающий информационную культуру детей.
Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе с использованием современных инновационных технологий.
Из этого следует, что первостепенная задача современного дошкольного образовательного учреждения является обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач педагога и родителей.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, детский сад постоянно находится поисках новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников.
С этой целью проводится организованная и систематическая работа по формированию у дошкольников основ безопасности. Педагогический процесс нашего дошкольного учреждения выстраивается в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и с годовым планом учреждения. Работа в данном направлении строится на основе программы Т. Ф. Саулиной «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», пособия для занятий с детьми К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
Разработаны паспорт дорожной безопасности МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей правилам дорожного движения в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», План мероприятий по обучению мерам пожарной безопасности детей в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка». С целью обеспечения безопасности движения воспитанников в доступных местах на каждом этаже размещены схемы маршрута детей к ДОУ, домой и в других направлениях. В практику образовательного процесса введены «минутки безопасности», которые обращают внимание детей на безопасные маршруты.
На официальном сайте МБДОУ размещена актуальная информация для родителей по теме безопасности. С педагогами МБДОУ проведены инструктажи по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, основ пожарной безопасности.
В методическом кабинете в помощь воспитателям представлен наглядный и демонстрационный материал:
• настольно-печатные игры
• серия иллюстраций, отражающая различный пожарный и дорожный транспорт, правила поведения в опасных ситуациях, разработки праздников, экскурсий, бесед, игр
• дорожные знаки, макет огнетушителя,
• уголки для моделированияи решения возможных дорожных ситуаций
• атрибуты для сюжетных игр
• весь этот материал педагоги используют при проведении организованной образовательной деятельности, досугов.
В фойе на первом этаже ДОУ оформлен уголок по безопасности ДДТТ. Он включает следующий перечень материалов:
• выписка из приказа заведующего о назначении ответственного по профилактике ДДТТ
• план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
• информация о проводимых в ДОУ мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения
• информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе
• основные дорожные знаки для пешеходов (пешеходный переход, место остановки автобуса, и др.)
• информация о первой доврачебной помощи при ДТП
• информация об основных службах помощи (с указанием номеров телефонов и экстренных номеров операторов мобильной связи)
• дипломы и сертификаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня
• информация для родителей
Была организованна профилактическая работа с детьми по изучению основ правил и привития детям навыков безопасного поведения в транспортной среде:
• Физкультурный досуг по ПДД «Уроки кота Леопольда»; «Дорожные знаки наши друзья»
• С/р игра «Шофер», «Автобус»
• П/И «Цветные автомобили», «Будь внимательным»
• Д/И «Красный-зеленый», «Правильно — неправильно», «Верно-неверно», «Куклы идут – машины едут», «Подбери знак»
• ООД по художественно-эстетическому развитию «Отремонтируйте машине колеса»
• чтение стихотворения С. Маршак «Мяч», В. Арбекова «Про умных зверушек»
• беседа с детьми «Что я видел, когда шел в детский сад», «Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились», «Мы играем во дворе», «Я — грамотный пешеход»
• просмотр видеоматериалов (фильмов и мульфильмов) по безопасности дорожного движения : развивающий мультик про светофор и правила дорожного движения; уроки тетушки совы.
В тёплый период года вся работа по обучению ПДД переносится на улицу. Для этого на территории делаются дорожные разметки с пешеходными переходами, где дети разыгрывают различные ситуации, учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрёстки, учатся как вести себя на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов.
Систематическая работа по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей.
Это экскурсии, досуговые мероприятия, физкультурные досуги, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы с детьми, просмотр видеоматериалов (фильмов и мульфильмов).
Особенностью работы в данном направлении является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Подготовка семей проходит на родительских собраниях с приглашением представителей ГИБДД и ВДПО, индивидуальных консультациях.
Просвещения родителей по данной проблеме происходит также через информационные стенды, папки-передвижки, разработка памяток и буклетов для родителей т. д., задачей которых является повышение компетентности в вопросах безопасности детей в окружающей жизни с включением атитерростической защищённости.
В работе с родителями также используем проведение опросов, анкетирование, организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Знакомство воспитанников с азами основ безопасности начинается с младшей группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе – один из основных этапов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Поэтому в каждой возрастной группе созданы условия в виде центров, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников безопасности. Наполнение центров зависит от возраста воспитанников. В оснащение входит: дидактические игры и пособия, иллюстрации, тематические альбомы, макеты, подборка художественной литературы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, накладная атрибутика, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Комплексно решить вопрос безопасности детей помогает сотрудничество с ГИБДД и ВДПО. В течении года организуются встречи детей с представителями ГИБДД и ВДПО, тематические недели безопасности, которые способствуют привитию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и при пожаре.
Особенностью работы в данном направлении является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми, просвещения родителей по данной проблеме.
Использование представленных форм и методов работы в системе способствует формированию основ безопасности у дошкольников. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Подготовка семей проходит на родительских собраниях с приглашением представителей ГИБДД и ВДПО, индивидуальных консультациях, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток и т. д., задачей которых является повышение компетентности в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
В работе с родителями также используем проведение опросов, анкетирование, организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Работа по предупреждению аварийности на транспорте проводится через участие детей и их родителей в различных мероприятиях: спортивных праздниках, конкурсах, социально-значимых акциях. МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» присоединился к Всероссийской социальной интернет-кампании «Пристегнись, Россия!», нацеленной на снижение тяжести последствий ДТП и популяризация использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Принимали участие во всероссийском конкурсе «Безопасная дорога — детям», всероссийском конкурсе детского творчества «Полицейский дядя Стёпа», всероссийском конкурсе «Безопасность дошкольника на дороге : как её обеспечить?».
Педагоги и дети принимают участие и становятся победителями в конкурсах различного уровня по пожарной безопасности. Воспитанники принимали участие во всероссийской информационной кампании "ОСТАНОВИ ПОДЖОГИ ТРАВЫ!", республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», межрегиональном конкурсе листовок «Берегите лес от пожаров» и во многих других.
В результате организованной и систематической работы по формированию у дошкольников основ безопасности можно отметить, что у воспитанников есть необходимые знания по образовательной области социально-коммуникативное развитие.
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности. Мы считает, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания, педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасности.