МААМ-картинки

Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений

Ирина Толстыгина
Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы Толстыгиной Ирины Юрьевны, музыкального руководителя МБДОУ № 46 г. Красноярск. Высшая квалификационная категория.

Предисловие.

В жизни каждый из нас сталкивался с тем, что когда-то что-то ты делаешь впер-вые. Не знаешь, с чего начать, не понимаешь, как отличить второсте-пенное от главного, ведь ты ТАКОГО ещё не делал. И только в процессе, шаг за шагом, эмпирическим путём (если у тебя нет особого к этому дара и таланта, по наитию ты приходишь, наконец-то, к пониманию, что нужно для выполнения определённого вида требуемой от тебя работы. И сегодня я хотела бы поделиться своим опытом с теми, кто впервые решил испытать свои силы в постановке детского театрализованного представления с детьми с ОВЗ. В нашем саду - это опорно-двигательный аппарат, нарушение речи.

Публикация «Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений» размещена в разделах

Все, кто хоть раз готовил показ театрализованного представления силами до-школьников знают, какой это невероятный по силе отдачи труд, требующий от педагога огромной психо — эмоциональной напряженности, терпения, предан-ности своему делу и веры в детей. Я не говорю в полной мере о тех спектак-лях, которые готовят с детьми в детском саду для местного показа, где всё, что приготовили дети - это мило и здорово в любом случае! Особенно для родителей.

Я говорю о подготовке и показе конкурсных работ на «большой» сцене и на оценку — как, например, наша городская «Театральная жемчужина», где выверено должно быть всё - от костюмов до взгляда ребёнка. Нет, я не умаляю труд детей и взрослых в первом случае - это, без сомнения, важно и нужно. Но и ставить знак равенства тоже как-то некорректно.

Сжатые сроки подготовки, когда у тебя, как у музыкального руководителя, ник-то не отменяет музыкальные занятия, когда ты параллельно готовишь группы еще и к утренникам либо развлечениям, когда дети обязаны проходить физио-процедуры, массажи, а есть еще обязательные занятия непосредственно в группах (НОД, от которых их не освобождают. Да еще много и много чего. Такая вот будничная проза. Думаю, не только в нашем саду. Режим есть режим.

Я к чему это такое долгое предисловие исполняю? Это к тому, что когда говорят о том, как это прекрасно, как это увлекательно и как это красиво - надо всегда помнить, что за каждой постановкой спектакля ДАННОГО СТАТУСА, как правило, стоит титанический труд детей и взрослых! И в первую очередь детей! Ведь в процессе подготовки они как бы перестают быть обычными детьми. Они теперь — артисты! И требования к ним совсем другие. Как -то сразу они, эти требования, переходят на порядок выше. И дети к этому не всегда бывают готовы. Сегодня я поделюсь с вами, уважаемые коллеги, основными составляющими в работе музыкального руководителя (на мой взгляд) при постановке спектакля. А так же своими наработками и наблюде-ниями в процессе его подготовки. Описываю основные моменты пошагово.

Итак, шаг первый – выбор детской труппы. Что следует учитывать.

Как говорил великий Константин Сергеевич Станиславский: «Театр начинается с вешалки». В нашем случае - с выбора детей (читай артистов) и подготовки их к работе над постановкой спектакля. Как и у каждого педагога, у меня на примете всегда есть дети, которые уже «показали» себя. На них мы «опираем-ся» как на занятиях, так и на утренниках. Но есть еще и другие дети, которые пока по каким-то причинам не раскрыли свой внутренний творческий потен-циал. Поэтому при отборе детей - артистов важно учитывать всё: характер, волю, память, речь, внимание, желание. Желание - очень сильный мотиватор! И чтобы это желание не обернулось разочарованием, я предпринимаю в самом начале этакую «психолого- разведывательную» операцию. Сразу сделаю акцент, что речь будет идти о детях только старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

В какой - то момент я поняла, что в основном дети не представляет себе осознанно, что им предстоит делать и над чем работать. Мы, педагоги, выбирая детей, эмоционально им рассказываем о конкурсе (это ведь так интересно, о спектакле (сказке, обрисовываем им заманчивую картину - это так здорово выступить за честь сада и т. д. и т. п. Ребёнок вдохновлён и согласен, но в процессе репетиций он часто бывает не готов работать в режиме «non-stop» не из каприза, а в силу своих физических, психологических и индивидуальных особенностей. Например, далеко не каждый ребёнок может и готов принять условия, в которых он не сможет доминировать. Есть и такой момент… И это тоже необходимо учитывать при отборе детей в труппу. Или ребёнок не готов слышать и принимать замечания, которые нужно сейчас же и исправлять, или повторять одну и ту же фразу по несколько раз… Может обидеться, разволноваться и заплакать. Это естественное состояние — ребёнок таким образом себя защищает. И это правильно! Психологический комфорт – это как раз про ФГОСы. Как человек, получивший психологическое образование и даже попробовавший себя какое-то время на этом поприще, убедилась, что часто корни этой неготовности «работы над собой» идут либо от неуверенности ребёнка в своих собственных силах, либо в переоценива-нии своих возможностей, либо в недопонимании ребёнком серьёзности и напряженности предстоящей работы в силу его возраста.

Поэтому, ребёнок должен в самом начале творческого пути в детской труппе ПОНИМАТЬ, что работа предстоит серьёзная и ответственная.

Когда я выбираю детей, я в первую очередь, объясняю ребёнку, что мы будем много работать. Да, это будет интересно, это будет целый детский коллектив, будут красивые костюмы и они, дети, будут выступать на сцене, как настоящие артисты! Но. для этого они должны понимать, что предстоит большая и трудная работа, что никаких слёз и обид на мои просьбы что-то сделать или повторить, не должно быть. Всё, что я ему буду говорить — это только для того, чтобы у нас всё получилось так, как надо - правильно и красиво! Я спрашиваю, согласен ли он без слёз и обид выполнять всё то, о чём я буду его просить… готов ли? Даю ему время подумать. И если он говорит «да», я его беру. Конечно, мы потом и поиграем, и отдохнём, и посмеёмся все вместе, и пошутим друг над другом в процессе работы по-доброму, но это будет потом, а сейчас нужно понимание, что ребёнок готов быть и работать в тех условиях, о которых я ему говорила. Да, я изначально намеренно несколько завышаю планку требований к ребёнку, чтобы потом ему было легче. Может, кому-то это покажется излишне жёстким и довлеющим, но смею вас заверить, что именно после такого рода предварительных бесед мне и детям впоследствии намного легче найти общий язык и преодолеть трудности. Всё честно, открыто и понят-но. Это и есть та психологическая тактика, при которой ребёнок настраивается на определённый тип отношений и интенсивность работы. Затем разговор с родителями ребёнка, их «добро» - и это тоже важно, ведь они с этого момента становятся нашей самой верной и надёжной поддержкой до «финишной прямой». Эта выверенная эмпирическим путём тактика меня еще ни разу не подвела.

И ещё один важный (лично для меня) нюанс- я НИКОГДА не говорю детям о том, что мы (они) ДОЛЖНЫ занять призовое или первое место. Ни в коем случае! Я говорю, что мы должны выступить ДОСТОЙНО, чтобы нас запом-нили! Этим фактом я сохраняю своё и детское психологическое здоровье. Ну, а уж если займём какое -либо место, говорю я, то это будет просто замечательно! Поэтому за много лет моего (нашего) участия в детских конкурсах не было ни одного нервного срыва у детей и слёз по поводу отсутствия призового места. Я щажу детскую психику (да и свою тоже). Радостные мы идём на конкурс и радостные возвращаемся с него! Потому что постарались и выступили ДОСТОЙНО! И это главное!

Тезис первый - ребёнок должен в самом начале творческого пути ПОНИМАТЬ, что работа предстоит серьёзная и ответственная и он к этому ГОТОВ.

Шаг второй– разработка сценария.

Дети выбраны, произведение для показа тоже - самое время приступать к, собственно, написанию сценария, где будем учитывать ВСЕ особенности, касающиеся выбранных нами детей – речь, память, физиологические данные и т. д. Помните фразу: «Краткость – сестра таланта»? Вот это как раз сюда. Ведь всего в 15-ти минутах (а именно столько отведено на показ спектакля) нужно выразить весь смысл и содержание произведения. На первых порах трудно отделить зерна от плевел. И всё-таки надо постараться. В одной фразе уместить как можно больше смысловых компонентов содержания произведения. Для этого выделите для себя основные смысловые точки (можно даже их выписать, чтобы всегда были под рукой, которые помогут в сжатой форме по максимуму раскрыть смысл произведения.

Далее - простота и доступность произносимых фраз речи (не путать с прими-тивностью). Надо выстроить фразы так, чтобы они хорошо ложились на слух, не были труднопроизносимыми, и в тоже время были полны смысла и основного содержания. Потом, в процессе работы, это сэкономит время, кото-рое у нас и без того на вес золота. К тому же, сам ребёнок не будет зациклен на недостатках своей речи и положительный эмоциональный фон сработает на результат изначально.

Тезис второй - необходимо адаптировать текстовый материал под речевые данные ребёнка – персонажа и выделить основные моменты содержания произведения.

Шаг третий - работа над особенностями сценической речи.

Начинается один из самых сложных и интенсивных этапов подготовки. Приступаем к работе над сценической речью. Сразу отмечу, что те приёмы и методы, которые я буду сейчас описывать, это есть ЛИЧНО МОИ методы и приёмы с детьми с ОВЗ. Я о них нигде не читала и не слышала. Мне о них никто не говорил – это только на основании своего собственного опыта и многолетних наблюдений. Можно сказать, что я их «выстрадала».

В силу некоторых особенностей нервной системы у детей с ОВЗ (и не только) я заметила, что, когда дети очень стараются и волнуются, их речь «бежит» неос- мысленная - лишь бы не забыть сказать выученное! А речь, уважаемые коллеги, должна быть осмысленна ребёнком. А иначе, как говорил К. С. Станиславский: «Не верю»!

Поэтому, в первую очередь, я прошу детей для начала выучить скороговорки «Бегемотикам - ботинки, ботики – бурундучку» и «Рыжая лисица облизала всем лица». Это неизменный атрибут для подготовки артикуляционного аппарата к дальнейшей работе и осмыслению сказанного. А еще для повышения концентрации внимания, сосредоточения на произносимых звуках, слогах и чёткости речи. Одна особенность - я учу детей проговаривать эти скороговорки только в умеренном темпе, с расстановкой слов в предложениях и негрубой фиксацией слогов, звуков и окончаний слов. Губы и язык максимально активны. И ни в коем случае не торопиться! Только слушать себя, свой голос и как диктор – правильно, неторопливо и понятно. И так каждую фразу, делая намеренные паузы между словами, но не чеканя. Особый акцент на проговаривание согласных – «р», «т», «п», «б» и т. д. Ребёнок успокаивается, включается произвольное внимание, он чувствует себя увереннее и спокойнее. А внятно произносимые чуть с расстановкой слова обеспечивают детям более успешное «вспоминание» следующих слов и фраз, т. к. слова произносятся не спеша, а «с чувством, с толком и расстановкой» и мысль «не убегает» в сторону. Исходя из этого правила каждое произнесённое слово ребёнком хорошо прослушивается и понимается зрителем.

Особенно это помогает (с психологической точки зрения) детям с подвижной нервной системой, когда волнуясь и торопясь, ребёнок «проглатывает» окон-чания слов, не проговаривает согласные в середине слова и в конце, и тем самым «загоняет» себя и свою речь. В процессе такой достаточно кропотливой работы у детей оттачивается выдержка и умение владеть собой и своей речью.

Приступая к отработке текста по сценарию, так же пользуюсь этими приёмами и методами, проговаривая подобным образом с каждым ребёнком весь текст. Ребёнок уже готов к такой отработке речи с самого начала и дальнейшая наша совместная деятельность по подготовке спектакля продолжается в спокойном для ребёнка (и взрослого) и удобном русле. После отработки особенностей проговаривания текста мы приступаем к общей выразительности роли и эмоциональному её исполнению.

Отсюда тезис третий - ребёнок должен научиться слышать себя и контроли-ровать свою речь.

Вот мои самые основные, необходимые и простые, на мой взгляд, три аспекта, без соблюдения которых я не приступаю к работе над театральной постановкой. Если моя статья вам чем-то поможет – я буду рада.

Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!

С уважением, Ирина Юрьевна.

Стаж педагогической работы — 42 года.

Публикации по теме:

Организация работы музыкального руководителя в дистанционном режиме в период пандемии Всем жителям России рекомендована самоизоляция, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекции и дистанционное обучение.

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Задачи М А Д О У на 2020 - 2021 уч. год. : 1. Сохранение и укрепление.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 17:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Толстыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД