Ирина Анатольевна Торопчина
Основные принципы развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий
Основные принципы развивающих игр
Выполнила: воспитатель Торопчина И. А.
г. Новокузнецк
2016
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы :
1. Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр–забав через игры задачи к учебно познавательной деятельности;
2. Постепенное обучение усложняющие задачи и условий игры
Публикация «Основные принципы развивающих игр» размещена в разделах
3. Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач
4. Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней умственной активностью к более интенсивному умственному труду, единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для его учебной деятельности и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Игра–обучение–развитие
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Обучающая задача поставленная в игре имеет преимущество: ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок увлеченный замыслом игры не замечает сам, как он учится, хотя он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Знания поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Однако, репертуар развивающих игр как правило очень беден и охватывает узкий круг задач, в основном это сенсорные игры. Особенно мало совместных игр, где участвует вся группа практически отсутствуют игры на развитие волевых, нравственных качеств личности и формирование гуманных отношений между детьми.
Нередко на занятии игра заменяется игровым приемом, где преобладает активность взрослого или простыми упражнениями. Использование дидактических игрушек или пособий, тоже нередко называют игрой.
Развивающая игра это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на учебном занятии.
Развивающая игра–это специфическая, полноценная и содержательная деятельность, она имеет свои побудительные мотивы и способы действий
Развивающие игры имеют готовый игровой замысел, игровой материал и правила (общения и предметных действий).
Цель игры имеет два аспекта:
1 познавательный (то чему хотим научить ребенка, какие способы действий с предметом хотим ему передать).
2 воспитательный (способы сотрудничества, формы и отношений с другими детьми).
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных умений и знаний, а как развитие определений, а как развитие определенных психических процессов или способностей детей.
Игровой замысел-игровая ситуация в которую вводится ребенок и которую он переписывает как свою.
Построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, особенности их опыта. В младшем дошкольном возрасте характерна заинтересованность предметным миром, замысел игры может основываться на действии с предметом или стремлении получить предмет в собственные руки.
Важная особенность игры игровые правила.
Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Игровые правила бывают двух видов:
1. Правила действий
2. Правила общения
Например, припомнить и назвать игрушку, которую никто не называл игра. Что достать тебе дружок? ; не называть предмет изображенный на картинке, а загадать про него загадку.
Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать, не мешать отгадывать другому, действовать по очереди или по вызову воспитателя, играть дружно, слушать друг друга, выбирать тех детей кто еще не был в кругу.
Выполнение этих правил требует от детей усилий, ограничивает их спонтанную активность. Именно это делает игру полезной и увлекательной, интересной для ребенка. Для того чтобы игра увлекала ребенка взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями и эмоциональную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится центром притяжениями в игре, что важно на первых этапах ознакомления с игрой. В его же время взрослый организует и направляет игру- помогает детям преодолеть затруднения, одобряет хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, отмечает ошибки некоторых детей.
Совмещение взрослым двух ролей - участника и организатора-важная отличительная особенность развивающей игры.
Благодаря тому что развивающая игра является для ребенка активной и самостоятельной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт приобретённый в ней становится личным достоянием, так как его можно свободно применять в других условиях (поэтому, что необходимость закрепления новых знаний отпадает.
Перенос нового опыта в собственные игры является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Многие игры учат ребенка действовать в «уме», мыслить, что раскрепощает воображение, развивает его творческие способности.
Развивающая игра эффективное средство в формирование таких качеств, как самоконтроль и организованность, ее обязательные правила регулируют поведения детей, ограничивая импульсивность.
Если правила, декларируемые воспитателем вне игры, обычно плохо усваиваются детьми и часто ими нарушаются, то правила, которые становится условием совместной увлекательной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.
Большое значение имеет совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил т. е. сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает свои просчеты. Постепенно возникают предпосылки сознательного поведения и самоконтроля, что является практически освоением нравственных норм.
Правила игры-норма проведения в группе-новый социальный опыт.
В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формулирования личности.
На каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их тоже необходимо учитывать при проведении игр.
В каждой группе три типа детей:
1. Дети активные, подвижные, склонные к сильному возбуждению. Охотно принимают новую игру и включаются в нее, быстро схватывают суть, стремятся взять на себя активные роли. Не обращают внимания на других детей, заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудным становится правила сдерживающие спонтанную деятельность детей: дожидаются своей очереди, не двигаются до определенного сигнала, уступать главную роль и привлекательный предмет другим детям. Выполнение этих правил особенно полезную для них, постарайтесь подчеркнуть важность соблюдения этих правил и сделайте так, что бы они получили удовлетворение от их выполнения.
2. Дети более робкие, опекаемые, осторожные, не сразу понимают суть игры и неохотно переключаются на новую деятельность. Такие дети сначала держатся напряженно, но с интересом наблюдают за действиями других детей. Постепенно заражаются интересом к игре и проявляют инициативу.
3. Вялые, пассивные, отстающие в развитии дети, не способные действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторе не понимают сути игры, избегают главных ролей, или взяв их на себя действуют неправильно. С этими детьми возможна только индивидуальная работа.
Задача воспитателя – заинтересовать ребенка, увлечь его полезным занятием, поддержать малейший успех. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен усвоить и запомнить только то, что ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в увлекательной игре.
Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми, чем механические повторы слов и движений.
Список литературы
1. Психология. А. В. Запорожец
2. Развивающие игры. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова