Воронова С А
Основные правила общения с детьми ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
1. Прежде чем сказать что то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.
Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми. Ребенок не услышит вас, если он в это время чем-то занят: играет, ест (жует, занят аутостимуляцией. Во всех этих ситуациях ребенок поглощен другим процессом и не сможет воспринять ваше обращение. Готовность услышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т. д.).
Публикация «Основные правила общения с детьми Тмнр» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить слишком много усилий для того чтобы найти собеседника, то очень быстро он устанет, интерес к общению угаснет.
3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.
Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Об-
легчает понимание хорошо артикулированная, лаконичная фраза, которую можно сопровождать одним-двумя жестами.
4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
Общение – это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест, взгляд или изменение тонуса. Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
5. Если ребенок ответил вам «нет» не делайте с ним того, от чего он отказался.
Общение – это способ повлиять на окружающее, поэтому так важно дать ребенку то, что он просит, или не делать с ним того, от чего он отказался. Без соблюдения этого правила у ребенка не формируется или пропадает мотивация для ответа. Некоторые воздействия и манипуляции необходимо сделать независимо от желания. Например, выпить горькое лекарство во время болезни. В этом случае необходимо просто предупредить ребенка о том, что будет (сообщить о необходимости, после процедуры
посочувствовать и похвалить за мужество и преодоление трудностей.
6. Важно не забывать обращаться к ребенку по имени.
Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так. Это основные правила общения, которые помогут
выстроить взаимодействие и получить ответ от детей. Не торопитесь и будьте внимательны к вашему собеседнику, и у вас все получится!