Карина Буракова
Основные понятия и значения игры со строительным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети, - писал К. Ушинский, - не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитятки та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом».
Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семёнович писал, что одни из видов игрушек - различные материалы. Они «представляют собой самый дешёвый и самый благородный (благодарный) игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Публикация «Основные понятия и значения игры со строительным материалом» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Темочки
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени связана с сюжетно-ролевой игрой и рассматривается как её разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, дома, дороги и многое другое. В строительных играх они не только отражают (изображают) окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной - основным является ознакомление с окружающей деятельностью людей с применением техники и её использования.
Строительная игра ценна тем, что доставляет большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувствами радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, конусы, полушария, дополнительные (пластилин, арки, кольца, трубы) и вспомогательные для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы : глина, песок, снег, камешки, листики, тростинки и другие. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленно обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
а) расширение представлений об окружающем мире, совокупности и сочетание в нём строительных форм;
б) обучение приема конструирования, побуждение самостоятельности их мышления;
в) воспитание трудолюбия, правильных взаимоотношений детей в их коллективе.
На занятиях со строительными материалами осуществляется развитие сенсорных способностей детей, как умение целенаправленно рассматривать игрушки (предметы) и сооружения, расчленять их на части (геометрические формы, сравнивать, видеть общее и различное, делать обобщения, то есть ребёнок учится наблюдать, запоминать и воспроизводить, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений и овладение детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительный задачи способствует развитию конструктивного мышления.
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, как: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критические оценивать результаты своей работы и работы сверстников, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.
Строительные игры способствуют развитию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь обогащается новыми понятиями, терминами. Кроме того, во время сооружения игровых построек, у детей воспитываются волевые качества, умение доводить работу да конца, преодолевать при этом трудности. Большое значение имеют для организации детского коллектива. Ведь ребята часто играют со строительным материалом микрогруппами и их деятельность направлена на достижение общей цели.