Алла Денисова
Основные направления работы учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С недавнего времени дошкольное образование стало первым уровнем образования. Первый уровень образования заставляет по-новому понимать работу дошкольного педагога – это пересмотреть деятельность, которая должна опираться на хорошее знание технологий, новых стандартов и новых подходов к организации работы современного логопеда.
Документы, которые регламентируют работу логопеда :
• Законом РФ «Об образовании» №273 Ф3
• Федеральным закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
• «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
Публикация «Основные направления работы учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
• Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Это основные документы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда. Они относятся к сфере общего образования, а стандартов, федеральных и государственных требований, которые бы непосредственно относились к коррекционному образованию на настоящий момент не существует. Существуют лишь проекты законов, проходят общественные слушания, общественные обсуждения проекта концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Этот стандарт был разработан специалистами института коррекционной педагогики и КП РАО в Москве. Этот стандарт обсуждался, но до сих пор этот стандарт не является принятым, потому как, и в правительстве, и в кругах педагогической общественности сейчас широко обсуждается вопрос интеграции, вопрос о том, где должны обучаться дети с проблемами в развитии, в частности дети с речевой патологией, интеллектуальной недостаточностью. Вопрос решается, и этот проект правительством поддержан. Все склоняются к тому, что инклюзия инклюзией, но существуют категории детей, которых никаким образом нельзя обучать в системе общеобразовательной школы, в частности, категория детей с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время система коррекционного образования, дефектологии сохраняется и этот стандарт, обсуждаемый, корректируемый, еще пока не принятый, находится в свободном доступе на сайте ИКПРАО.
Особенностью проекта ФГОС начального общего образования для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большей степени программа становится вариативной, тем больший удельный вес приобретает жизненная компетенция, т. е. формирование жизненно необходимых навыков. Программ для детей с речевой патологией минимум. Для дошкольников — это программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше.
В пункте 2.6 ФГОС определены направления развития и образования детей (образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие.
Для учителей-логопедов наиболее актуальным разделом является «Речевое развитие».
Речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения
• обогащение активного словаря
• развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, то, что мы не обделяем вниманием в структуре логопедического занятия, когда говорим про то, что любое занятие должно быть выстроено в рамках одной лексической темы, объединено общим игровым сюжетом.
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Это намек на развитие импрессивной речи, на понимание речи обращенной, в том числе и реализованной в детской литературе, в письменно-речевом творчестве.
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте (профилактика дисграфии, дислексии, нарушений письменной речи в целом. Полностью учтено в данном разделе, в данном направлении в структуре ООП дошкольного образовательного учреждения.
Содержание работы будет зависеть от того с кем мы работаем, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. Будет отражаться в общеобразовательной программе и парциальной программе логопеда. Может реализовываться в общении, в игре, в познавательно-исследовательской деятельности. Это дает возможность для творчества, т. е. это можно делать в любом виде деятельности в группе, кабинете, в структуре занятий других специалистов. Но никто и не запрещает проводить традиционно логопедические занятия, что впоследствии в школе превратится в классно-урочную систему. Чинно сидя за столом, а не лежа на полу, перед зеркалом и в структуре традиционного общения учитель-ученик, ребенок с речевой патологией – логопед, ребенок-взрослый. Как в групповых, так и в подгрупповых и индивидуальных формах работы.
Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.