Екатерина Мягкова
Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования
▼ Скачать
Основные подходы в теории и практике к определению
роли родителей как субъектов дошкольного образования
С середины 80-х годов в отечественной системе образования начали развиваться процессы демократизации, проявляется вариативность образования, возникают инновационные движения. Они определили необходимость адаптации системы образования к принципиально новым условиям общества и рыночной экономики.
Публикация «Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования» размещена в разделах
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирования основ целостной личности человека. Идея содружества общественного и семейного воспитания, взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно - правовых документов «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других[8].
Таким образом, практики и исследователи выявили и сформулировали следующие противоречия: между правами и обязанностями родителей и не умением ими пользоваться; между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления; между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характере деятельности учреждения; между недостаточной педагогической культурой, запасом педагогических, психологических знаний, важнейших практических умений и отсутствием систем обучения родителей в дошкольных учреждениях.
Все это позволяет вести речь о принципиальных изменениях в работе ДОУ с семьей, как части социально-общественных преобразований. Хотелось бы заметить, что проблемам взаимоотношений родителей и педагогов уделялось внимание во все времена.
В. О. Ключевский, подчеркивая «вечность диалога семьи и школы», говорил: «Семья и школа - не сожительницы и не соперницы; это соседки и сотрудницы. Школа не может заменить семьи, как и семья не может обойтись без школы. У той и другой свое особое воспитательное дело.»[6].
Я. И. Ковальчук подчеркивала, что особое внимание следует уделять совершенствованию содержания индивидуальной работы с ребенком в условиях семьи [7].
По мнению Т. А. Марковой «деятельность детского сада правомерно рассматривать, с одной стороны, как осуществление целенаправленного процесса всестороннего развития и воспитания дошкольников, с другой, как систематическое организованное воздействие на педагогическую культуру родителей в целях их подготовки как воспитателей детей» [3].
В 80-90 г. г. в связи с изменением в обществе происходят изменения и в отношении государства к роли семьи воспитании подрастающего поколения. Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. Существенное значение для совершенствования воспитания детей в семье имеет педагогическая культура первых воспитателей ребенка - родителей.
В. Л. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей. Педагогическая культура - важная составная часть общей культуры народа, обладающая помимо специфических особенностей характерными чертами общей культуры». [14].
Под педагогической культурой родителей имеется в виду их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей.
Ведущим компонентом педагогической культуры родителей выступает педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой приобретенных психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.
К двум названным составным можно добавить третью - отношение к воспитанию. Положительное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей - неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
В соответствии с вышеуказанным изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.
Понятие «работа с родителями» многогранно, нет его общепринятого определения. Каждый исследователь вносит в него свое видение.
1. Работа с родителями - «это очень большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом и о привлечении их к этой работе» [12].
2. Работа воспитателей с семьей - труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор развития ребенка, индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере ребенка, его дальнейшей судьбе. Поэтому, организуя работу с родителями, в первую очередь следует, уделять внимание воспитанию детей в семье, и помочь родителям в создании необходимых условий для правильного воспитания и обучения детей.
3. Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения.
4. Работа с родителями - это деятельность педагогов, построенная на основе сотрудничества. При этом мы опираемся на понятие деятельности, данное Платоновым К. К. : «Деятельность- взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно, целенаправленно изменяет мир и самого себя» [13, с. 34]. Платонов К. К. понимает под коллективными формами деятельности «высшую форму взаимодействия двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общественно значимой цели».
Перечисленные определения, на наш взгляд, позволяют дать следующее обобщенное определение : «Работа с родителями - это сложная и важная деятельность педагога, направленная на повышение педагогического уровня знаний, умений и навыков родителей в воспитании детей; это помощь педагогов родителям, направленная на семейное воспитание для создания необходимых условий правильного воспитания детей; это взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей».
Одновременно с уточнением определения можно выделить и задачи стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями :
1. Изучать семьи детей.
2. Изучать семейный опыт воспитания и обучения детей.
3. Привлекать родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
4. Просвещать родителей.
Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное разведение сфер деятельности, с одной стороны, и попытка использования традиционных методов и форм работы с семьей, с другой стороны.
Следовательно, необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. При этом речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям. Целесообразно использовать сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективными, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Анализ современной психолого-педагогической литературы позволил выявить методы и формы активизации, которые используются для подготовки и проведения работы с родителями, чтобы повысить заинтересованность родителей и сделать их активными участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Рассмотрим некоторые из них.
1. Тренинги или психолого-педагогические семинары. Их основная цель- ознакомление с новейшими достижениями психологии. Тренинг- это система специально подобранных упражнений саморегуляции психофизиологического состояния, тренировка различных психических качеств личности, отработка способов принятия и переработки информации и т. п. Большая ценность такого рода упражнений: в возможности получить оценку своего поведения со стороны, произвести самооценку.
2. Диалог - это разговор двух или более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь.
3. Дискуссия - рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого- либо спорного вопроса, проблемы. Это более мягкая разновидность спора, это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среди разных точек зрения. В дискуссии важна не только критика, но и изложение позиции, путем решения проблем.
4. Обсуждение двух противоположных точек зрения.
5. Решение кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания
родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развивает кругозор детей.
6. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества.
7. Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения.
8. Разрешение ситуаций. Известны четыре вида конкретных ситуаций: «ситуации - иллюстрации; ситуации - упражнения; ситуация - оценки и ситуация - проблемы».
В соответствии совсем вышеизложенным следует сделать вывод, что субъектность родителей обеспечивается решением государственных задач в области образования, является приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения.
Уровни включения родителей в планирование
образовательного процесса в дошкольном учреждении
Понятие «включение родителей», мы встретили в работе Б. Тайзард, где под включением понимается осмысленная, активная деятельность родителей в работе яслей и начальной школы 10.
В теории и практике управления образованием, функцией которого является планирование, понятие «включение» трактуется как степень влияния членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы школы.
В. С. Лазаревым, Т. И. Пуденко и др. разработаны уровни включенности в управление.
При высоком уровне - коллегиальные органы вырабатывают значительную часть решений, касающихся работы коллектива, и члены коллектива активно участвуют в их работе. Администрация внимательно относится к мнению педагогического коллектива при принятии важных вопросов для жизни школы.
При среднем уровне - коллегиальные органы играют второстепенную роль и мнение педагогического коллектива не всегда учитывается администрацией школы, а нередко остается без внимания.
При низком уровне - коллегиальные органы существуют формально и от них почти ничего не зависит [9].
Под включением родителей можно понимать такое участие родителей в образовательном процессе ДОУ, которое оказывает влияние на все компоненты образовательного процесса : целевой, процессуальный, результативный.
Анализ вышеуказанных работ позволил также определить совокупность показателей включения родителей в сферу деятельности образовательного учреждения :
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, под которым понимается наличие представлений:
• о педагогической деятельности в целом;
• о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
• об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
• о деятельности воспитателя;
• о результатах деятельности детей дошкольного возраста.
2. Владение различными практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста, под которыми понимается:
• родители не только знают методы и приемы, но и самостоятельно применяют их;
• родители принимают не только участие в работе дошкольного учреждения, но и предлагают свои изменения в планировании и организации образовательного процесса.
3. Проявление положительного интереса к активному включению в планирование образовательного процесса, под которым понимается:
• умение сформулировать заказ на образовательные услуги;
• участие в разработке планов на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном;
• разработка совместных планов воспитателей и родителей;
• разработка собственных планов по обучению и воспитанию ребенка.
На основе совокупности выделенных показателей определены уровни и признаки включения родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении (табл. 1.).
Высший уровень проявления этих показателей является критерием включенности родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении. Эффективность включения родителей на всех уровнях планирования определяется сформированностью совокупности показателей.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять объединение как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семей, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Таблица 1.
Уровни и признаки включения родителей в образовательный процесс ДОУ
Показатели Уровни и признаки
Низкий Средний Высокий
Сформированность
представлений
родителей о
сфере педагогической деятельности Не имеет ни каких представлений Имеет элементарные общие представления понятия Имеет конкретные педагогические, медицинские знания об особенностях детей
дошкольного возраста, педагогической деятельности
Владение
практическими
умениями и
навыками
воспитания
детей дошкольного
возраста Не знает
конкретных
приемов;
действует
методом
«проб и
ошибок»;
ориентируется
на случайные
ситуации Знает общие
методы и приемы;
комбинирует
известные способы реализации
деятельности;
ориентируется
на результаты,
полученные
эмпирическим
способом Знает конкретные методы и приемы для детей дошкольного возраста; предлагает свои решения;
расчленяет решение проблемы на отдельные этапы;
анализирует проблему с целью отбора оптимальных способов решения, представляет конечный результат
Проявление интереса к включению в планирование и организацию образовательного процесса Исполняет поручения, не участвуя в их обсуждении Принимает
участие в обсуждении;
вносит
несущественные
изменения.
Принимает
участие в разработке
социального заказа. Вносит предложения по усовершенствованию организации планирования образовательного процесса; выдвигает идеи; оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности; разрабатывает собственные программы
Наблюдатели Заказчики Участники
Представленные характеристики позволяют осуществлять целенаправленную индивидуально-дифференцированную работу с родителями. При этом необходимо придерживаться поэтапной методики включения родителей в планирование образовательного процесса, которая содержит:
а) актуализацию образовательных потребностей родителей в повышении педагогических знаний;
б) педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательных услуг в дошкольном учреждении;
в) партнерство педагогов и родителей в планировании и организации образовательного процесса.
3. Организация совместного с родителями планирования
образовательного процесса в дошкольном учреждении
(из опыта работы дошкольных образовательных учреждений)
Формирование сотрудничества между детьми, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основе этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и образовательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Родители, как и педагоги, желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Поэтому они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Родители - взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, образовательных проблем педагог может получить нужный совет от родителей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентацией.
Определяющую роль в установлении плодотворного взаимодействия между образовательным учреждением и семьей выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний. При таком общении с родителями часто можно услышать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Для привлечения родителей в планирование образовательного процесса разработана определенная методика, которая включает три этапа. На первом этапе осуществляется актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка, на втором - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении; на третьем этапе - партнерство педагогов и родителей в планировании и организации образовательного процесса.
Педагоги каждого дошкольного образовательного учреждения пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специализированный характер.
Литература
1. Алямовская, В. Г. Планирование работы в дошкольном учреждении//Обруч. -1996. -№3.-С. 15-18.
2. Алямовская, В. Г., Касьян А. "Школа мудрости" в детском садуТекст/В. Г. Алямовская. - М. : LINKA- PRESS, 2000,- 76 с.
3. Воспитание дошкольника в семье/Под ред. Т. А. Марковой. - М. :Педагогика 1979. - 192с.
4. Дошкольное образование России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М. : Изд-во Загорск, 1995.-381 с.
5. Дошкольные учреждения и семья /Под ред. Т. Н. Дороновой, Е. В. Соловьевой, А. Е. Жичкиной и др. - М. : LINKA- PRESS, 2001.- 224 с.
6. Ключевский В. О. Два воспитания // Собр. Соч. : В 9т. - М., 1990. - Т. 9.
7. Ковальчук, Я. М. Индивидуальный подход в воспитании ребенкаТекст/Я. М. Ковальчук. - М. :Просвещение, 1985.-110 с.
8. Комментарий к закону Российской Федерации об образовании / Отв. Ред. В. И. Шкатулла. - М. : ЮРИСТЪ, 2001. -778с.
9. Лазарев, B.C., Афанасьева, Т. П., Елисеева, И. А., Пуденко Т. Н. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. В. С. Лазарева. -М. : ЦСЗИ, 1995.- 158 с.
10. Лешли, Дженни. Работать с маленькими детьми Текст Дженни Лешли. М. : Просвещение, 1991.-222 с.
11. Маркова, Т. А. Детский сад и семья Текст/Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1986.- 206 с.
12. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др. -М. : Советская энциклопедия, 1996.- Т. З. - 880 с.
13. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие Текст /К. К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1981-175 с.
14. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа Текст/В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение,1979.-393 с.