Лариса Кружкова
Логопедическое занятие «Осенние зарисовки» для детей 6–7 лет с ОНР и ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию связной речи
для детей 6-7 лет
(для детей с ОНР и ФФНР)
подготовила учитель-логопед Кружкова Л. А.
Тема: «Осенние зарисовки»
Публикация «Логопедическое занятие „Осенние зарисовки“ для детей 6–7 лет с ОНР и ФФНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: Создание условий для развития связной речи, через составление творческих рассказов у детей с ОНР и ФФНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнить и активизировать словарь по теме;
формировать навык ответа полными объёмными предложениями;
учить согласованию существительных с прилагательными;
активизировать качественный словарь прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
развивать речевое дыхание;
способствовать созданию образа слоговой структуры слова;
развивать внимание, память, чувство ритма у детей.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности детей;
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
листья дуба, клёна, осины, берёзы, декорации осенних деревьев, украшенный листьями и гроздьями рябины, игрушка «яблочко», палочка, презентация «Осень», декорированный конверт.
Провела:
учитель-логопед Кружкова Лариса Анатольевна.
Ход ЗАНЯТИЯ
Логопед :
— Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Поздоровайтесь, пожалуйста!
—Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, вижу ваши замечательные улыбки и блестящие глазки. Чтобы настроение такое сохранить, надо друг друга подбодрить. Давайте друг друга поприветствуем и назовём ласково.
Д/и «Назови друга ласково» (с отхлопыванием слогов)
(реб. : Ва-ня, – хлопает 2 раза в ладошки,
дети: Ва-неч-ка – хлопают 3 раза по коленкам)
—Вот так весело, необычно мы сегодня друг друга подбодрили и поприветствовали.
—Так, ребята, настроение отличное! Самочувствие прекрасное! Я приглашаю вас на прогулку в парк. Вы согласны?
Дети:
—Да!
Логопед :
—А кто из вас может рассказать нам, что такое парк? (ответы детей – это место в городе, где растут различные деревья, кустарники, цветы, люди гуляют и отдыхают.)
—Ребята, а давайте не просто пойдём в парк, а поиграем по дороге, чтобы весело было в пути (Игра малой подвижности «Раз-да-три, на месте замри!» (Дети шагают, по команде логопеда замирают в задуманной позе какого-либо объекта или животного, затем называют его).
—Так! Замечательно! Вот мы с вами уже и в парке. Нравится вам здесь, ребята? ( дети подходят к декорациям: осенние клёны, осины, ёлочки, на полу осенние листья)
Дети:
—Да!
Логопед :
—А какой свежий воздух здесь!
—Ребята, давайте мы с вами подышим этим замечательным воздухом и здоровью своему пользу принесём. (Проводится дыхательная гимнастика «Ах, как пахнет хорошо» – 3 раза)
—Дети, посмотрите сюда! (около одного из деревьев сундучок, украшенный листьями и кистями рябины)
—Что это такое здесь?
Дети:
—Сундучок!
Логопед :
Среди клёнов и осин
Сундучок стоит один:
Разукрашен листьями
И рябины кистями.
Не велик он и не мал…
Кто же нам его прислал?
Отгадать вас просим –
Кто же это – ?
Дети:
Осень!
Логопед :
—Осень? Очень может быть…
Что же в сундучке лежит?
(Предположения детей)
—Давайте откроем его!
(Логопед пытается приподнять крышку сундучка, однако крышка не открывается)
Ничего не получается –
Сундучок не открывается,
Но мы не станем унывать,
Будем осень восхвалять!
—А поможет нам вот это волшебное яблочко, будем его по кругу передавать, осень красивыми словами называть!
(Дети передают друг другу яблочко по кругу, отвечая на вопрос: «Осень какая?» [красивая, золотая, урожайная, величавая, дождливая, нарядная, дивная, разноцветная, златая и т. д. ])
—Ребята, вы такие красивые слова об осени говорили. Может, ещё раз попробуем открыть наш сундучок?
(Логопед открывает крышку сундучка)
Сундучок нам наконец
Свою крышку приподнял!
Что же сундучок скрывал?
(Дети достают декорированный на осеннем листочке конверт.)
—От кого же это письмо?. Ребята, давайте откроем конверт, прочитаем письмо и всё узнаем.
(Логопед открывает письмо и читает)
Здравствуйте мои ребятки,
Расскажу всё по порядку:
Задержалась я в пути,
Не могу сейчас прийти.
Нужно мне окрасить ярко
Все леса, сады и парки,
Но про вас я не забыла:
Чтобы весело вам было,
Я дарю картинку вам
И сейчас её отдам!
Логопед :
—Ребята, какой замечательный подарок!
Наверное, это…м-м-м…осенний…м-м-м. совсем забыла это слово!
Ребята, помогите мне вспомнить, как называется картина, на которой изображена природа?
Дети:
—Пейзаж!
Логопед :
—Спасибо, всё вспомнила!
Да, наверное, Осень нам прислала подарок – осенний пейзаж.
Давайте все вместе полюбуемся им!
Презентация «Осень, в гости просим!»
1 слайд – «Контуры деревьев на бело-сером фоне»
—Ой, что такое? А где же краски на картине, почему всё серое и чёрное?
(предположения детей)
2 слайд – «Гремит гром, шум ветра, голос дождика в записи:
“Я дождик осенний проливной
Никто дружить не думает со мной
Все осенью лишь восхищаются, подумаешь, нашлась красавица!
Пейзаж осенний – скукота!
Украл с картины краски я!
Пусть серым будет всё вокруг!
Я – дождь осенний, я вам друг!”»
Логопед :
—Да, ребята, не удалось нам полюбоваться осенним пейзажем. Что же нам делать теперь?
(предположения детей)
— Я знаю один маленький секретик: осень дружит с ветерком. А давайте попросим его помочь нам. Нужно позвать его. Как шумит ветер?
Дети:
«Ш-ш-ш»
Логопед :
—Правильно, да только у ветерка разные песенки есть. Давайте попробуем повторить.
Фонетическое упражнение «Песенки ветра» (ритмический рисунок)
/-// – ш; ш-ш
//-/// – шш-шшш
///-/ – шшш-ш
///-/// – шшш-шшш
3 слайд – «Ветерок»
Голос ветерка в записи:
Я осенний ветерок,
Облетел я сто дорог
Хоть осень золотая, к вам лично не пришла,
Вам палочку волшебную со мной передала.
В сундучке её найдёте, если осени приметы назовёте.
(Ответы детей : листопад, листья меняют цвет, птицы улетают в далёкие края, животные меняют шубки, делают запасы, укладываются в спячку, дети иду в школу, люди убирают урожай).
Логопед :
—Очень много примет вы знаете, давайте заглянем ещё раз в сундучок (дети находят волшебную палочку)
—Какая красивая волшебная палочка. Она поможет нам нарисовать настоящий осенний пейзаж. Но чтобы палочка помогла вернуть все краски картины, вы должны сначала красиво рассказать о том, что вы хотите нарисовать, рассказать как настоящий художник-волшебник.
—Начинаем колдовать и картину украшать (каждый ребёнок берёт палочку в руки, составляет рассказ «Я художник – осени помощник»)
Ребё нок:
—Я – художник – осени помощник.
—Я буду раскрашивать деревья. Возьму жёлтые, оранжевые, красные краски.
—Берёзку раскрашу в жёлтый цвет, осинку – в красный. Какие нарядные получились у меня деревья.
4 слайд – «Деревья»
5 слайд – «Листопад»
6 слайд – «Дождик»
7 слайд – «Дети с зонтиками»
8 слайд – «Ёжик и белочка готовятся к зиме»
9 слайд – «Медведь в берлоге»
10 слайд – «Птицы улетают на юг»
11 слайд – «Готовый пейзаж»
Логопед :
—Какая чудесная картина у нас получилась. Вы молодцы! Давайте здесь ещё немножко отдохнём, ручки, ножки разомнём.
Физминутка с элементами зрительной гимнастики «Дождик» :
Капля первая упала – кап!
(сверху пальцем показывают траекторию движения капли)
И вторая прибежала
(глаза вверх)
Мы на небо посмотрели
(смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели
(моргание глазками)
Туфли – посмотрите – мокренькими стали
(показывают руками вниз и смотрят – глазки вниз)
Плечами дружно проведём все капельки стряхнём
(движение плечами)
От дождям убежим
(бег на месте)
Под кустом посидим
(Приседают, моргают глазками)
Логопед :
—Хорошо мы отдохнули, но нам пора возвращаться с … собой на память по одному осеннему листочку.
—Волшебной палочкой взмахнём и в детский сад свой попадём.
—Ребята, давайте из ваших листочков составим красивый … другим детям нашего детского сада. (Дети проходят … приготовлена заготовка для составления узора из листьев … свой листок, с какого он дерева и определяет место)
—Какая красивая получилась у нас композиция из …
—Нам пора прощаться, мне было приятно с вами … любознательные детки.
— А вам понравилась прогулка:
Дети:
Да!
Логопед :
До свидания! До новых встреч!