Юлия Самойленко
Осанка и её значение для укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Осанка и её значение для укрепления здоровья детей
Исследователи называют разные причины этого - от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом почти все специалисты наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки считают физ. упражнения, позволяющие корректировать недостатки физ. развития. В дошкольных образовательных учреждениях эти упражнения крайне важны.
Публикация «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей» размещена в разделах
А. А. Вишневский отмечает: чтобы получить максимальный корригирующий эффект от физ. упражнений, их нужно выполнять по определённым правилам, а также использовать наиболее эффективные их них.
Формирование осанки - проблема и педагогическая, и гигиеническая, поэтому её необходимо решать общими усилиями педагогов, врачей, родителей. Но, к сожалению, приходится констатировать: становится всё больше детей, относящихся к специальным мед. группам, а также детей, по состоянию здоровья вообще освобождённых от занятий физической культурой. Поэтому нам представляется актуальным использование в работе с дошкольниками специальных подвижных игр, являющихся достаточно действенным средством формирования и коррекции осанки. Почему? В том числе потому, что в них охотно играют все дети, даже те, кто освобождён от занятий физической культурой. И те, кто относится к спец. мед. группам.
В жизни и здоровье человека немаловажное место занимает осанка.
По Л. Д. Глазыриной, осанка- это привычное положение тела в покое и движении, которое человек принимает без излишнего мышечного напряжения. Осанка зависит от состояния скелета и нервно- мышечного аппарата, а также от общего физического развития и условий жизни.
С. А. Карпов, А. М. Шасмин и др. считают, что осанка- это привычная поза непринуждённо, т. е. без активного напряжения, стоящего человека.
Н. Г. Чекалова отмечает, что формирование осанки под влиянием внешних и внутренних причин начинается в раннем возрасте и заканчивается к завершению роста костей.
Рациональная (правильная) осанка- основная стойка, которая способствует сохранению статичности и динамичности равновесия и создаёт благоприятные условия для функционирования организма. Поэтому формирование рациональной осанки,её закрепление и совершенствование- важная задача физического воспитания, особенно в детском возрасте.
Осанку можно считать правильной при наличии следующих признаков:
- оси туловища и головы расположены на одной вертикали перпендикулярно площади опоры;
- плечи расположены симметрично, развёрнуты и слегка опущены, лопатки прижаты к рёбрам;
- грудная клетка цилиндрическая, коническая или плоская, несколько выступающая;
- живот плоский или умеренно выпуклый;
- изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости умеренно выражены;
- ноги прямые, тазобедренный и коленные суставы разогнуты;
- стопы нормальной формы.
Основными факторами, определяющими осанку, являются:
- строение скелета;
- связочный аппарат и силы эластического сопротивления ткани;
- активные мышечные силы;
- тонические установочные рефлексы.
Очень важно помнить:
Правильная осанка способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом и характеризуется симметричным развитием правой и левой части тела.
Нарушение осанки, особенно в период роста, могут:
1)вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышенную утомляемость, снижение аппетита;
2)ухудшить деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения.
Стержнем осанки служит позвоночник, имеющий в сагиттальной плоскости четыре характерных изгиба: шейный поясничный обращены выпуклостью вперед (лордоз, а грудной и крестцово-копчиковый-выпуклостью назад (кифоз).Благодаря этим изгибам обеспечивается амортизация тела во время движений и нагрузок. Первый изгиб формируется под влиянием тазового дна еще в утробном периоде. Второй изгиб появляется, как только ребенок начинает поднимать и держать голову. Когда ребенок научится садится, в грудном отделе формируется третий изгиб, а с началом хождения-четвертый в поясничном отделе позвоночника.
Обычно нарушение осанки у детей связанно с привычкой небрежно сидеть, стоять и ходить. Поэтому для правильного формирования опорно-двигательного аппарата огромное значение имеет физическое развитие и воспитание. М. Б. Цыкунов указывает, что при правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и центра тяжести.