Ольга Клопот
Образовательная ситуация по развитию связной речи детей при рассматривании и составлении рассказа о предмете
▼ Скачать
Изображенный на картине предмет, экскаватор-погрузчик, является многофункциональной техникой, применяемой в широкой сфере деятельности (дорожное строительство, коммунальное строительство и благоустройство, сельскохозяйственные работы).
Данный предмет состоит из большого количества частей и деталей и сложен для восприятия детей младше 6 лет.
В связи с этим у детей более раннего возраста могут возникнуть трудности в составлении описательного рассказа.
Публикация «Образовательная ситуация по развитию связной речи детей при рассматривании и составлении рассказа о предмете» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: формирование умений составления описательного рассказа по предметной картине.
Задачи:
1. Развивать связную грамматически правильную речь путем
Упражнения в согласовании числительных с существительными;
Упражнения в согласовании прилагательных с существительными;
Упражнения в умении образования относительных прилагательных;
Упражнять в умении образования глаголов с помощью приставок;
Развивать умение отвечать на вопросы в форме развернутого предложения;
Развивать умение описывать предмет с помощью воспитателя, передавая внешние признаки предмета (цвет, строение, части, детали)
2. Активизировать словарный запас детей с помощью :
• существительных: экскаватор, зеркало, окно, колеса, кабина, сиденье, руль, земля, экскаваторщик, бензин, топливо;
• прилагательных: пластиковый, металлический, резиновый, стеклянный, дизельное;
• глаголов: загружать, насыпать; загрузить, закопать, откопать, копать
• наречий : спереди, сзади.
3. Обогащать словарный запас детей :
с помощью существительных: ковш, насыпь, экскаватор-погрузчик, оператор, опора;
Ввода в словарь детей полисемичных слов : стрела.
4. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам;
5. Закреплять представления о видах транспорта специального назначения (строительная техника).
I. Часть: Рассматривание предметной картины.
В: Ребята, как вы думаете, что изображено на картинке? ( Д: Экскаватор, транспорт, бульдозер, трактор)
В: Правильно, это транспорт, а какой он? ( Д: наземный)
В: Почему, вы, решили что это наземный транспорт? ( Д: у него есть колеса и он ездит по земле/ дорогам)
В: А почему вы решили, что это экскаватор? ( Д: у него есть ковш)
В: Сколько у экскаватора ковшей? ( Д: два ковша)
В: Правильно, ребята, это не просто экскаватор, а экскаватор-погрузчик. Это строительная техника специального назначения.
В: Какого размера наш экскаватор-погрузчик? ( Д: большой, огромный, очень большой)
В: Какого цвета наш экскаватор-погрузчик? ( Д: желтый, с черными колесами и ковшами).
В: Ребята, как вы думаете, для чего у экскаватора-погрузчика два ковша?
( Д:; ковшом экскаватора можно копать ямы, а (другим/ вторым) ковшом погрузчика можно грузить землю или перевозить ее с места на место)
В: Где находятся ковши? ( Д: сзади, спереди)
В: Как вы думаете, для чего нужен ковш, который находится сзади?
( Д: копать землю, загружает в грузовик)
В: На что похож этот ковш, почему? ( Д: на руку)
В: Да, ребята, посмотрите какая у него длинная “рукоять”, а называется она стрела.
В: Как вы думаете, для чего нужен ковш, который находится спереди?
( Д: берёт землю с насыпи и загружает в грузовую машину)
В: Давайте посмотрим какие еще есть части у экскаватора-погрузчика?
( Д: кабина, колеса, опоры)
В: Что находится в кабине? ( Д: руль - круглый, пластиковый; сиденье для водителя - кожаное, мягкое, удобное; окна - большие стеклянные; к кабине крепятся зеркала).
В: Какие колеса у экскаватора-погрузчика, сколько их? ( В: резиновые, 4 колеса)
В: Да, ребята, все правильно, но мы назвали не все части. Посмотрите внимательно, что мы пропустили? Сзади есть две опоры, похожие на столбы. Они необходимы для безопасной работы экскаватора-погрузчика, чтобы он не перевернулся.
В: А как называется человек, который управляет экскаватором? ( Д: экскаваторщик)
В: Но у нас экскаватор-погрузчик. Человека, который управляет такой сложной техникой, называют оператором.
Что необходимо для движения? (бензин, топливо)
В: Да, ребята, ему необходимо топливо, но не бензин, а дизельное топливо. Это разновидность топлива.
В: Как надо ухаживать за техникой и, что необходимо для этого делать? ( Д: ремонтировать, мыть.)
В: Как и где можно использовать экскаватор-погрузчик?
( Д: Его можно использовать на стройках; копать землю; загружать землю, песок).
II. Часть
В качестве мотивации речевой деятельности мы используем метод решения исследовательской задачи, применяя вопросы поискового характера.
При работе над содержанием детской речи мы используем наглядный метод использованием информационно-коммуникативных технологий - мультимедийную презентацию; словесный метод: беседа, с использованием вопросов поискового характера и констатирующих вопросов.
Над освоением детьми речевой формы мы используем словесный и наглядный методы: вместе с детьми воспитатель составляет подробный план рассказа, используя вспомогательное дидактическое средство - мнемотаблицу.
При упражнении детей в использовании освоенной речевой формы предлагаем детям рассказать свой вариант описательного рассказа
(первым составить рассказ предложить “Сильному” ребенку)
Рассказы 4 – 5 детей об объекте (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога, дополнение другими детьми.
Оценку и анализ речевой деятельности детей осуществляем, используя взаимооценку детей и оценку воспитателя).