Зарифат Гаджимурадова
Конспект урока технологии «Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент» в 1 классе УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока технологии.
Информационная карта урока
УМК «Школа России»
Класс : 1-А класс
Учитель: Маслова Наталья Артуровна
Урок : технология
Тема урока : Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Цель: научиться составлять орнамент из геометрических фигур.
Задачи:
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.
2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу.
3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационные образцы
орнаментов.
Материалы: лист с изображением змейки, геометрические фигуры для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук.
Познавательные учебные действия
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков);
- производить синтез;
- выбирать основания для сравнения, классификации;
- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Регулятивные учебные действия
1. Составлять план выполнения творческой задачи;
2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
3. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Коммуникативные действия
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
Учиться критично относиться к собственному мнению;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
Структура урока
Организационный момент.
Комплексное повторение с элементами актуализации изученного материала.
Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.
4. Поиск решения (открытие нового знания).
5. Развитие умений – применение нового знания.
Физкультминутка.
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
7. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного.
Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.
- Что общего в этих предметах? (по материалам, по форме, по назначению).
- Ручная работа, художественные промыслы.
- Посмотрите повнимательнее на предметы (рисунок повторяется).
- Как называется повторяющийся рисунок или узор? (орнамент).
- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.
III. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.
(Орнамент.)
- Для чего нужен орнамент (для украшения).
IV. Поиск решения (открытие нового знания)
- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.
- Откуда древние мастера их «срисовывали»?
- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?
Слайд №2,3
– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.
Слайд № 4
- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».
- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.
- Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.
Слайд № 5
– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.