Анастасия Макарцева
Организованные формы двигательной активности детей в режиме дня ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организованные формы двигательной активности детей в режиме дня ДОУ.
Физкультурные занятия – одна из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском саду.
Значительное место на занятиях отводится игре как естественной форме передачи необходимого объема знаний, усвоения двигательных умений и навыков.
Публикация «Организованные формы двигательной активности детей в режиме дня ДОУ» размещена в разделах
При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр, состояние здоровья, уровень двигательной активности и развития движений дошкольников.
Доступность содержания занятий по физической культуре определяется программным материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей.
Доступность содержания занятий по физической культуре определяется программным материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей.
Основная часть (10–12 мин) предусматривает решение задач дифференцированного обучения детей основным видам движений.
Одним из условий успешной реализации программного содержания по развитию основных видов движений является индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Желательно заранее распределить воспитанников на две основные подгруппы с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и развития движений.
В первую группу войдут дети, имеющие средний показатель двигательной активности и достаточно хороший уровень развития движений.
Им предлагается больше основных движений средней и низкой степени интенсивности (80%) : игровые упражнения на развитие внимания, точность и ловкость выполнения действий, координацию движений. Упражнения высокой степени интенсивности составляют 20%.
Вторую группу составят дети, имеющие слабое здоровье (часто болеющие, с ограниченными возможностями, низкий уровень развития движений и двигательной активности.
Для них предлагается больше игровых упражнений средней и высокой степени интенсивности (80%) : упражнения, направленные на быстроту движений, скорость, ловкость и выносливость. Игровые упражнения низкой интенсивности составляют 20%.
Каждая подгруппа занимается по своей программе, направленной на улучшение показателей развития моторики, регулирование двигательной активности детей.
При подборе дифференцированных игровых упражнений для младших дошкольников следует заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования:
балансиры, гимнастические мячи (для развития координации движений);
батуты, утяжеленные мячи весом до 0,5 кг (для развития скоростно-силовых качеств);
мячи, обручи, гимнастическая стенка (для развития ловкости, точности выполнения действий).
Содержание образовательной области "Физическое развитие" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В основной части занятия все виды движений проводятся в игровой форме.
Упражнения составлены с учетом особенностей двигательной активности детей : для обеих подгрупп дается одна подвижная игра с разными видами движений, например, "Солнышко и дождик", "Самолеты", "Лошадки", "Воробышки и кот" и др.
С детьми разучивается лишь одно упражнение, остальные им хорошо знакомы. Основная часть занятия завершается подвижной игрой (для обеих подгрупп, которая повторяется 2–3 раза.
В процессе игровой деятельности детей воспитатель добивается от них выполнения условий и правил (задания на ориентировку в пространстве).
Следует постоянно активизировать действия застенчивых и малоподвижных малышей, помогая им справиться с разными заданиями, а от чрезмерно подвижных дошкольников – добиваться четкости и последовательности выполнения разных движений.
В заключительной части занятия (3–4 мин) обеспечивается постепенный переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма.
Дошкольникам предлагаются малоподвижные игры на ориентировку в пространстве ("Найди, что спрятано", "Найди свое место", упражнения на релаксацию, хороводные игры ("Ручеек").
Методические особенности
Значительное место (60%) отводится игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков.
Занятие состоит из 3–5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2–3 хорошо им знакомых.
При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр.
Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка.
В основной части предлагается одна общая игра для обеих подгрупп и 1–2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровне.
В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве).