Слепцова Наталья
Организованная образовательная деятельность в средней группе «Дети блокадного Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети блокадного Ленинграда»
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Познавательные:
• Познакомить детей с понятием блокада;
• Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;
• Развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
Публикация «Организованная образовательная деятельность в средней группе „Дети блокадного Ленинграда“» размещена в разделах
• Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме детей переживших блокаду;
• Пробудить в детях чувство сострадания, сопереживания.
Социально-коммуникативные:
• Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
• Воспитывать любовь к Родине
Использование игровой технологии.
Пособия и оборудование:
• Фотографии дневника Тани Савичевой
• Фотографии блокадного Ленинграда
• Белые листы бумаги
• Листы для рисования, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки
Ход ООД.
Воспитатель:
- После войны мир узнал немало историй о судьбах военного времени. Сегодня я вам расскажу о девочке, которая жила в блокадном Ленинграде– Тане Савичевой.
- Давным-давно, рано утром, 22 июня 1941 года на нашу страну напали враги. Они хотели её завоевать, и поэтому внезапно напали, вооружившись танками, самолетами и пулеметами. Так началась Великая Отечественная война.
- Осенью 1941 года, немцы окружили город, раньше он назывался Ленинград. Враги хотели взять и уничтожить город. Гитлер, так звали предводителя армии, хотел «задушить» город голодом, поэтому он организовал блокаду города.
- Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как нельзя было выйти из города или войти в него. А еще город постоянно обстреливали и бомбили. В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда были установлены громкоговорители. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Услышав звук сирены люди, бежали прятаться в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро. Воспитатель начинает свой рассказ:
- На Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит, жила девочка Таня Савичева. У нее была большая и дружная семья-мама, бабушка, братья, сестры и два дяди, Таня была самая младшая. В мирное время семья часто собиралась вместе и весело проводила время. Бабушка часто пекла пирожки, мама ходила в магазин за продуктами, дяди работали на заводе, а дети играли. Но с началом войны все изменилось. Продукты в магазинах постепенно закончились, а так как город был окружен врагами, поступление продовольствия стало не возможным.
Во время блокады город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе оставались в основном женщины и дети. Таня, выходя на улицу, не узнавала свой город. (Воспитатель показывает детям фотографии блокадного Ленинграда).
- Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В городе были введены продовольственные карточки, по ним выдавали норму хлеба. Вот такой небольшой кусок клейкой массы, всего 125 г на человека (воспитатель показывает детям кусок хлеба, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, чем самой муки. И это была еда на весь день. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком хлеба на весь день? (ответы детей)
- Людям не хватало еды, от голода, холода и болезней умирало все больше и больше человек с каждым днем. И тогда по тонкому льду Ладожского озера начала действовать «Дорога Жизни», так ее называли ленинградцы. Дорога спасала от голодной смерти многих жителей города. Шоферы вели свои машины по тонкому льду, а враги бомбили «Дорогу Жизни», и тогда машины проваливались под лёд. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
- По озеру непрерывно двигались колонны машин с продуктами, а обратно вывозили детей, раненых и истощенных людей. Эта дорога спасла очень много жизней.
- Ребята, я предлагаю вам попробовать перейти на другой берег Ладожского озера.
Физкультминутка:
По воображаемым льдинкам (листы бумаги на полу) детям предлагается перейти с одного берега озера на другой.
Воспитатель продолжает рассказ:
- Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва билась в ней. Летом 1942 года её эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Она смогла пережить блокаду, но не смогла выжить.
- После смерти девочки была найдена маленькая записная книжка с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой. Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния, только скупые факты:
(Детям демонстрируется фото дневника Тани Савичевой).
- Блокада длилась 900 дней и ночей. 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя».
- Сегодня мы увидели, какою ценой далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню. И сейчас, я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать машины, везущие хлеб в блокадный Ленинград.