Мишина Елена
Конспект ООД по речевому развитию «Осень» с использованием приемов мнемотехники в старшей группе
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях.
- Формировать умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
- Расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Осень“ с использованием приемов мнемотехники в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными).
- Активизировать речь детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.
Воспитательные:
- Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Развивающие :
- Развивать зрительное восприятие, внимание, способность обобщать.
- Развивать координацию речи с движением.
Предварительная работа.
1. Наблюдение за осенними изменениями в природе.
2. Обучение работе по мнемотаблицам.
3. Рассматривание картин на тему «Осень»
4. Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
5. Составление мнемодорожек.
6. Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений.
Оборудование: флипчарт, экран, магнитная доска, ноутбук, мяч, осенний листочек
Демонстрационный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Лиса», картина «Осенний день»
Раздаточный материал: листы-основы для составления мнемотаблицы; конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).
Ход ООД.
На экране выведено изображение картины «Осенний день», звучит фонограмма пения птиц. Дети сидят полукругом.
Воспитатель: - Ребята, послушайте сказку.
Осенняя сказка.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.
Воспитатель: - А как же поступить в данной ситуации?
- А как помочь птицам?
- Может вы поможете, ребята?
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.
Прилетели, поздоровались и спрашивают: «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву.»
Воспитатель: - Ребята. А вы знаете, как зовут эту волшебницу?
Дети: -(Осень)
Воспитатель: - Как вы догадались?
Дети: - (Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).
Воспитатель: - Давайте поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
цветы - осенние цветы,
листва - осенняя листва,
дерево - осеннее дерево
солнце – осеннее солнце
листок – осенний листок
день - осенний день.
Воспитатель: - Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.
Осенью листья : что делают?
(Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.)
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине? Какую осень изобразил художник? Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая? (дети называют слова)
(золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя,
хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.
Как вы думаете, что оно обозначает?
Давайте скажем его все вместе,
а теперь -. (индивидуальная работа).
Давайте поиграем с этим словом.
Осень какая?- хмурая.
День - хмурый.
Небо - хмурое.
Погода - хмурая.
Дети садятся на свои места за столы
Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.
Воспитатель: -Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью :
1. В погоде -
- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?
(Осенью солнце светит, но греет слабо)
Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите на лист.
- Что можно сказать про осеннее небо?
(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)
Тучи на небе обозначим вот таким значком. Найдите его и положите рядом со значком солнце.
- А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).
Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей.
- Какой ветер дует осенью?
(Осенью дует сильный, холодный ветер.)
Ветер давайте обозначим вот таким символом. Картинку положите рядом со знаком дождь.
2. В растительном мире.
- Какими становятся листья на деревьях осенью?
- Как называется явление, когда опадают листья?
Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.
Осенью начинается листопад.
Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите рядом со знаком ветер.
3. В животном мире.
- Куда деваются птицы? Почему?
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.
Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.
Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями.
4. В мире людей.
- Как одеваются люди осенью?
Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.
Одежду мы обозначим таким значком. Свои картинки положите рядом с птицами.
- Что собирают люди осенью?
Осенью люди собирают урожай.
Осенью люди ходят в лес собирать грибы.
Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.
Физминутка.
По тропинке Саша шел (ходьба на месте)
На полянке гриб нашел.
Раз грибок, два грибок (приседания)
Вот и полный кузовок.
Саша охает: устал
От того, что приседал.
Саша сладко потянулся, (потягивание руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся (наклоны вперёд и назад)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно (повороты туловища вправо, влево)
Саша выполнил разминку
И уселся на тропинку. (дети садятся)
Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.
Составление рассказа об осени по мнемотаблице.
Рассказ воспитателя: - Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо серое, пасмурное, хмурое. На небе появляются тучи. Осенью часто идут дожди. Осенью дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми. Осенью начинается листопад. Насекомые прячутся, птицам нечем питаться. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты. Осенью люди собирают урожай. Осенью люди ходят в лес собирать грибы.
А теперь я вам предлагаю перемешать картинки и выложить их вот в такой последовательности:
в первую строчку положите те значки, которые относятся к погодным изменениям,
во второй те, что относятся к людям,
в третий в животном мире и растительном мире.
У каждого из вас получился свой рассказ об осени по таблице.
(1-2 ребенка рассказывают по своей схеме).
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку, а ответ найдите на доске (схемы-рассказ о животных). Расскажите о нём.
Зимой белый, а летом серый. (заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (лиса)
Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей.
Прячемся у темной елки,
Кто мы – лисы или волки? (волк)
Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» по мнемотаблице.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете рассказали мы с вами сегодня про Волшебницу – Осень, помогли мы птичкам узнать, кто раскрасил деревья? Это красивое, чудное время года.