Юлия Тришина
Организованная деятельность детей «Путешествие в страну математики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : старшая группа «А» - «Почемучки»
Цель: Создание благоприятных условий для закрепления элементарных математических представлений дошкольников
Задачи:
Обучающие задачи:
• Формировать умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. п.);
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Публикация «Организованная деятельность детей „Путешествие в страну математики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
• Закрепить знания о времени года (зима, используя карточки-схемы;
• Закрепить представления детей о геометрических фигурах и умения собирать из геометрических фигур картину.
• Закреплять умение использовать счетные палочки и палочки Кьюзинера при решении простых арифметических задач, собирать узор из счетных палочек.
Развивающие задачи:
• Развивать творческое мышления через познавательно- исследовательскую деятельность.
• В ходе ОД развивать у детей 4 К- компетенции;
• Способствовать формированию логического и наглядно- образного мышления, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
• Развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт
• Формировать умение ориентировки в пространстве (на плоскости бумаги)
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Воспитывать интерес к математическим упражнениям;
• Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком.
• Закреплять умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности;
Планируемые результаты (за ОД) : развитие 4К – компетенции, развитие гибкости, беглости логического и наглядно- образного мышления детей, развивать произвольного внимание, развитие аналитического умения, формировать умение ориентировки в пространстве (на плоскости бумаги) совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия.
Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Интегрированные виды деятельности : Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, коммуникативно-игровая, конструктивно-игровая, конструктивно-познавательная.
Методические приё мы: Игровой (использование сюрпризных моментов); наглядный (использование иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практический, художественное слово; поощрение, анализ.
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «По цепочке», «Усложнение»,«Индивидуальная деятельность с ребенком», социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала и конца занятия», «Рефлексия», «Мозговой штурм».
Материалы и оборудование : мольберт, цифры, знаки, мяч, сундук
• Демонстрационный материал : карта-схема, иллюстрация «Зимний лес», пазл «Ключ», карточки-схемы признаков зимы, письмо и записка от героев.
• Раздаточный материал : набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, карандаши, счетные палочки, схема узора из счетных палочек на каждого, палочки Кьюзинера, набор геометрических фигур на каждого и картинка из геометрических фигур
Предварительная работа: знакомство детей цифрами от 0 до 10, месяцами года, с сравнительными знаками, рассматривании и беседа на тему «Зима», «ПДД», решение задач формированию логического и наглядно- образного мышления, Математические дидактические игры и Дидактические игры на развитие 4К – компетенций,
Ход ОД
Социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала занятия»,
(Дети заходят в группу вместе с воспитателем, встают в круг и приветствуют друг друга.)
Встанем рядышком, по кругу, (идут по кругу держась за руки)
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень: (Остановились)
Всем "Привет!" и "Добрый день!" (махают левой и правой рукой)
Если каждый улыбнётся (улыбаются друг другу)
–Утро доброе начнётся
Доброе утро!
Основная часть
- Ребята, а вы слышали, что есть на свете такая Страна, называется она МАТЕМАТИКА… Хотите там побывать? Как вы думаете, кто там живёт?
- Ребята, а как вы думаете, как же можно нам туда попасть? (Ответы детей)
- Ребята! я вам так предлагаю (Звучит музыка. Воспитатель включает музыку, читает слова, дети выполняют движения)
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В королевстве МАТЕМАТИКЕ очутитесь!
- Ребята, вы знаете? Королева страны МАТЕМАТИКИ очень любит считать, но у нее перепутались все цифры, а некоторые просто исчезли, а ей без них невозможно ничего посчитать. Куда же подевались цифры? Как вы думаете?
- Ой, посмотрите-ка, на этом столе лежит письмо. Давайте мы с вами сейчас мы посмотрим, что же в нем написано : «Всем привет! Я –девочка, зовут меня Вреднуля. Что бы получить свои цифры назад вам придется потрудиться. Я приготовила препятствия на вашем пути. Надеюсь, что вы НЕ справитесь и все цифры останутся тогда у меня. Ха-Ха-Ха! Но, если справитесь, то после выполненного задания, вы найдете часть ключа от волшебного сундука. А что в нем? Я вам ни за что не скажу.! ХЕ-ХЕ-ХЕ! Ваша Вреднуля»
- Ну что, ребята, постараемся справиться со всеми трудностями и препятствиями? (Воспитатель показывает карту, предлагает ее рассмотреть.)
- Посмотрите, здесь еще какая-то карта. Подходите поближе давайте внимательно посмотрим на карту.
Поисково-исследовательская деятельность (ознакомление с картой - маршрутом)
- Сначала мы должны пройти улицу Логическую, потом добраться до улицы Размышления, пройти к Зданию геометрических фигур, следом нам надо попасть к памятнику Знаний, найти сундук и расколдовать цифры, так мы сможем помочь Королеве страны Математики. Но, прежде чем отправится в путь давайте немного разомнёмся. Заодно и проверим, готовы ли вы к трудностям. Я буду кидать вам в руки мяч и задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и правильно отвечайте. Начнем?
Дидактическая речевая игра «Ответь на вопросы»
В сказке волк и … козлят. Сколько было козлят? И как называется сказка? (Ответ – 7 козлят)
-Как называется эта сказка? (Ответ «Волк и семеро козлят»)
Сколько гномов приютили Белоснежку? (Ответ -7 гномов)
- Как называется сказка? ( Ответ ребенка: Сказка «Белоснежка и семь гномов»)
- Сколько пальцев на перчатке? А на варежке? (Ответ - У перчатки 5 пальцев, у варежки- 1 палец)
- Для чего на варежки один палец? (Ответ-Когда зимой все пальцы вместе они меньше мерзнут)
- Сколько огоньков у светофора? (Ответ - 3)
Вопросы на усложнение
-Какие цвета у светофора? И что они обозначают? (Ответ - Красный, желтый, зеленый. Красный «Стой!» -запрещает движение, Желтый- «Подожди!» - предупреждает и не разрешает идти. Зеленый- «Иди!» - разрешает движение.)
- Какой ты молодец! Как хорошо знаешь правила дорожного движения
- Сколько ушей у двух кошек? (Ответ -4. Потому что у одной два уха, значит у двух 4)
- Сколько дней в неделе? (Ответ - 7)
- Как они называются (Ответ понедельник, вторник и т. д)
- Верно. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Ответ Двое)
- Какой сейчас месяц? (Ответ – февраль).
- Хорошо. А какое время года? (Ответ - зима)
- Сколько лап у двух собак? (Ответ -- 8, - у одной собаки 4, а у двух 4+4= 8
- Ребята, а сколько всего в неделе выходных дней? (Ответ -2,суббота и воскресенье)
- Сколько углов у квадрата? (Ответ - 4)
-Яблоко круглое или треугольное? (Ответ – круглое)
- Отлично, все правильно ответили на вопросы, справились с этим заданием и получаете за это часть от разрезной картинки с изображением ключа. А теперь посмотрим еще раз на карту и вспомним на какой улице нам нужно оказаться. Мы должны оказаться на улице Логическая. Двигайтесь по указателям и посмотрим куда они нас приведут.
Дидактическая игра «Веселые задачки»
И так у нас новая задачка. Посмотрите, у вас на столе лежат счетные палочки, с их помощь мы будем решать логические задачи. Готовы? (дети выкладывают на столах счетные палочки).
1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе? (Ответ детей- 5, 4+2=6)
2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось? (Ответ детей -5, 6-1=5)
3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста? (Ответ детей - 8, 4+4=9)
4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки? (Ответ детей - 7, 10-3=7)
- Молодцы! Отлично справились с задачами.
Дидактическая игра «Повтори узор»
-Ребята, продолжим выполнять задания. Посмотрите, у каждого из вас еще есть картинки с фигурами, выложенными из счетных палочек, постарайтесь сделать такой же на столе. (Дети выкладывают узор из счетных палочек на столе)
- Молодцы, ребята, справились с этим заданием и получаете за это еще одну часть от разрезной картинки с изображением ключа. Посмотрим на карту и будем следовать дальше по указанному маршруту. Что дальше у нас на карте
- А дальше нам нужно двигаться по улице Размышления. Смотрите указатели, они нам указывают дорогу… Куда? (Ответ детей- на ковер)
- Верно. Проходите, пожалуйста, на ковер. Мы с вами попали в загадочный зимний лес (Воспитатель показывает картину с изображением зимнего леса. Дети рассматривают ее).
Дыхательная гимнастика
- Давайте посмотрим вокруг - какая здесь красота. Посмотрите вправо, посмотрите влево…. (Повороты головы влево и вправо)
- А какой здесь свежий воздух. Давайте ребята, подышим- сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.
Дидактическая речевая игра «Рассказ по картинке»
-Ребята скажите, какое время года сейчас? (Ответ детей- зима)
- Назовите зимние месяцы? (Ответ детей- декабрь, январь, февраль)
- Как можно охарактеризовать зиму? Какая она? (Ответ детей - Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т. д.)
- Ребята, смотрите, на ковре лежат карточки-подсказки. Возьмите, пожалуйста, по одной карточки и постарайтесь угадать какой из признаков зимы изображен у вас на карточке. (Ответы детей)
Молодцы, правильно все назвали. А сейчас, посмотрите внимательно на картинку с зимним лесом, там есть небольшая река, но Вреднуля и здесь побывала, она сломала мост через реку. Что же нам делать? (Ответы детей - починить мост)
- Правильно, проходите, пожалуйста, дальше по улице Размышления, она очень большая. Посмотрите нам нужно выполнить еще одно задание, для этого нам нужны наборы «Палочки Кьюзнера» и с помощью них нужно построить мост, начиная от самой длинной палочки и заканчивая самой короткой. (Дети подходят к столам и с помощью палочек Кюизенера выстраивают мост, начиная от самой длинной палочки и заканчивая самой короткой)
- Молодцы. Все правильно выстроили палочки. Но вот и следующее задание
Дидактическая игра «Счет в прямом и обратном порядке»
(В ходе работы воспитатель применяет интерактивную педагогическую технику «Индивидуальная деятельность»)
- ИНД. - Даша скажи - сколько палочек всего (Ответ ребенка- 7)
- Давайте посчитаем палочки (Дети считают палочки)
- ИНД- Маша, посчитай от второй до пятой палочки? (Ответ ребенка -вторая, третья, четвёртая, пятая)
- Ребята, посчитайте от четвертой до седьмой? (Ответ детей- четвертая, пятая, шестая, седьмая)
- А теперь задание другое – нужно посчитать от шестой до третьей в обратном порядке? (Ответ детей- шестая, пятая, четвёртая, третья)
- На котором месте по порядку находится красная палочка, синяя палочка (Ответы детей)
-ИНД- Полина, эти палочки они все одинаковые? Назови, какие они.? (самая длинная, немного короче, еще короче, ещё короче, самая короткая) Чем они ещё отличаются (высотой, цветом) (Ответы ребенка)
-ИНД- Матвей, какой по счету стоит красная палочка? А синяя, какая по счёту? (Ответы ребенка)
- Молодцы, справились с этим заданием ребята починили мост и за это получаете за это еще одну часть от разрезной картинки с изображением ключа. Следующий пункт на карте Здание геометрических фигур. Но только сначала вам предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка «Раз, два, три»
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
- Отлично отдохнули, теперь снова в путь и оказались мы около «Здание геометрических фигур». Ребята, посмотрите, перед вами лежат геометрические фигуры и картинки. Вам нужно из геометрических фигур собрать картинку и придумать, что еще можно добавить к этой картинки из геометрических фигур. (Дети самостоятельно выполняют задание)
-Молодцы! Замечательные сюжеты у вас получились, вы справились с этим задание и получаете еще одну часть от ключа.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
- Ребята, вы выполняли задание геометрических фигур, и ваши ручки немного устали, поэтому я вам предлагаю немного отдохнуть, давайте выполним пальчиковую гимнастку.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца)
Начинаем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)
- Молодцы! И снова в путь. Что же дальше на карте? (Ответы детей)
А на карте, мы должны оказаться у «Памятника знаний»
Дидактическая игра «Циферки»
- Ребята, Вреднуля заколдовала все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте, пожалуйста, их по порядку от меньшего к большему
(Самостоятельная работа детей. Дети выкладывают числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10. В ходе выполнения задания воспитатель ведет индивидуальную работу-
-ИНД -Алиса, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
-ИНД- Кира, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.
Малоподвижная дидактическая игра «Поставь цифру»
- Все правильно. А теперь, давайте поиграем для этого встаньте дружно в круг. Мальчики, пропустите девочек, не толкайтесь.
- Проверим, все ли числа на своих местах:
• какое число стоит между числами 3 и 5.
• какое число нужно поставить между числами 7 и 9
• какое число стоит числами 1 и 3
• какое число вы поставили бы между числами 4 и 6;
• Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
• Назови число, которое больше числа 3 на 1.
• Назови число, которое больше числа 5 на 1.
• Назови число, которое больше числа 7 на 1
- Молодцы, вы отлично справились. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Дидактическая игра «Больше, меньше, равно»
- Но, математические знаки тоже просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Скажите, что показывают эти знаки? Как они называются? (Ответы детей : нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки «Больше», «Меньше», «Равно».)
- Ребята, у вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки. (Дети самостоятельно расставляют знаки)
- Отлично. Математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места, благодарят вас за помощь и вы получаете последнюю часть от разрезной картинки с изображением ключа
- Ребята, смотрите какой красивый сундук! Но, он закрыт. Что же нам делать? (Ответы детей)
Заключительная часть
Дидактическая игра «Пазл «Ключ»
- Верно, давайте, соберем разрезную картинку с изображением ключа, тогда и получим сам ключ и сможем открыть волшебный (Дети самостоятельно собирают пазл)
- Ребята, смотрите, как только мы собрали картину, сундук открылся сам…
Давайте посмотрим, что же там внутри (воспитатель открывает сундук)
Сюрпризный момент
- А внутри записка «Ребята, вы такие МОЛОДЦЫ…Справились со всеми трудностями и препятствиями на своём пути. Спасибо Вам! Все цифры теперь на своем месте! И за это каждому из вас вкусная конфета. А Вреднуля пообещала, больше так не делать! Королева страны Математика. (Воспитатель читает записку, раздает конфеты, показывает движения. Дети слушают, выполняют движения)
Ребята сейчас пора возвращаться в детский сад…
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В детском саду очутитесь.
«Рефлексия»
Социоигровая технология В. Букатова
- Ребята понравилось ли вам путешествие в страну Математика?
Посмотрите на схему, и скажите (Дети смотрят на схему и рассказывают.)
- Что делали? И на каких улицах мы были? Какие здания и памятники видели? Что больше всего понравилось? Что было сложного в нашем путешествии? А теперь я предлагаю, вам оценить наше путешествие. Кому все понравилось взять красный цветочек, кому не очень понравилось синий, и прикрепить их на мольберт. (Дети крепят цветочки на мольберт)
- Я смотрю путешествие всем понравилось, можно и я прикреплю свой красный цветочек. Мне тоже было интересно с вами путешествовать. (Воспитатель прикрепляет свои цветочек, благодарит детей за работу и читает стихотворение) Спасибо вам, ребята. Посмотрите, какой красивый букет у нас получился!
Ребята, и вы теперь все поняли, что Математика – страна очень интересная,
Открывает нам она много неизвестного.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо уметь считать!
Складывать и вычитать!
Сравнивать и различать
Треугольники, круги, линии, квадратики.
Мы сегодня молодцы,
Все мы – математики!
Литература:
1. учебное издание «Радуга». примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 2-е издание переработанное. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,Е. В. Соловьева,, Е. А. Екжанова. /просвещение,2016.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. ФГОС. Для занятий с детьми 5-6 лет. / Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие – М. : Издательство Московского психолого-социального института. / Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
4. комплексные занятия в средней группе под редакцией Т. М. Бондаренко,
5. математика в детском саду под редакцией В. П. Новикова.