Наталия Гализеева
Организационный раздел рабочей программы воспитателя подготовительной группы (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.1. Материально-техническое обеспечение программы :
• соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствует правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
Публикация «Организационный раздел рабочей программы воспитателя подготовительной группы (6–7 лет)» размещена в разделах
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
№п/п Виды помещений социально-бытового и иного назначения Наименование
оборудования Количество
1. Прогулочная площадка Веранда
Домик
Лавочка
Песочница 1
1
3
1
2. Групповая комната Шкафы для игр
Полочка для книг
Уголок для детской посуды
Детские столы
Детские стульчики
Детская игровая мебель
Мягкий уголок
Мольберт
Детские кроватки 1
1
1
7
27
3
1
1
2
3. Умывальная Шкафы для полотенец
Раковины для мытья рук 6
4
4. Раздевалка Шкафы для одежды
Скамейки 5
8
Организация развивающей предметно - пространственной среды (центры деятельности).
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе имеются центры детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: центр художественной литературы, центр двигательной активности, центр развивающих игр, центр конструирования, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества, центр рисования, ценр математики.
Созданы условия для удовлетворения двигательной активности детей: центр физической культуры, оснащённый мячами, дорожкой здоровья для ходьбы, дорожками с деревянными палочками, кольцебросом, спортивными играми: мячами, кеглями.
Есть игровой материал для сюжетно-ролевых игр: кухня или кухонный уголок, мягкая мебель, парикмахерская, больница, магазин, коляски, куклы, кроватки с наличием кукольного постельного белья, машинки.
Есть театр разного вида: би-ба-бо, пальчиковый, театр на фланелеграфе, предусмотрен уголок ряжения для обыгрывания сказок, инсценировок, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, уголок природы с комнатными растениями, уголки для творчества, развивающие игры: блоки Дьёнеша, конструктор Тико, пазлы, настольные игры.
Имеется магнитофон с аудиозаписями, которые используются при проведении деятельности, создания музыкального фона. В достаточном количестве материал для сенсорной, продуктивной, и познавательной деятельности в соответствии с возрастом. Предусмотрено выносное оборудование, которое используется на прогулках.
Для развития детей в музыкальной деятельности, в детском саду имеется музыкальный зал с музыкальным инструментом пианино. В группе оформлен центр музыки, где находятся детские музыкальные игрушечные инструменты (клавишные, струнные, шумовые). В центре имеется гармошка и шумовые маракасы. Музыка постоянно сопровождает пребывание детей в детском саду.
В группе созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность по всем продуктивным видам деятельности проходит в группе. В раздевалке оформлен стенд творчества «Мы рисуем», «Мы лепим», где вывешиваются детские рисунки, выставляются работы по лепке. Предусмотрено место для поделок, изготовленных совместно детьми и взрослыми. Имеется подбор демонстрационного материала по ознакомлению с искусством.
Для конструктивной деятельности группа оснащена различными видами конструктора: деревянными (кубики, пластмассовыми модулями, «Лего», «Тико» с альбомом образцов построек. Имеются различные виды пазлов, мозаик.
Для развития экологической культуры детей в раздевалке есть центр природы, где размещены цветы, разрешённые САНПином.
Есть необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия, дидактические игры, муляжи, иллюстративный материал, художественная и познавательная литература.
Для формирования представлений об истории и культуре Родного края в детском саду создан мини-музеи «Русская изба».
Оформлен центр патриотического воспитания с государственной символикой и родного края.
Для ознакомления с правилами дорожного движения в группе имеются настольно- печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (машины, светофор).
Для формирования элементарных математических представлений имеются различные игры и пособия. Подобраны игры по развитию мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве.
В группе оформлен центр книги, где имеется хороший подбор художественной литературы для чтения по возрасту детей. Подобраны альбомы для рассматривания с сюжетными и предметными картинками, дидактические и словесные игры.
3.2. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Область Методические материалы
Физическое развитие «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой: «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду-6-7 лет. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020г.
С. Ю. Федорова Планы физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. - М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020г.
Л. И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 6-7 лет. М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021г.
Социально- коммуникативное развитие «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой: «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников 6-7 лет. «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2020.
Речевое развитие «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой: «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
В. В. Гербова развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. 1993г. Авторы: Филичева Т. Б., Чиркина Т. В.
Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи;
«Обучение детей с недоразвитием фонематического строя речи». Г. А. Каше.
Познавательное развитие «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой: «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
Н. А. Арапова-Пискарева Формирование элементарных математических представлений 2-7 лет. Методическое пособие. «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2020.
И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений 6-7 лет. Конспекты занятий. «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
Художественно-эстетическое развитие «От рождения до школы» : инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Дорофеевой: «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2021.
1.2.1.1. М. Б. Зацепина, Г. Е. Жукова Музыкальное воспитание в детском саду : Подготовительная группа. Конспекты занятий. «МОЗАИКА– СИНТЕЗ», Москва, 2020.
Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Дубна: Феникс+,2014 г.
Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке» М. :ТЦ Сфера, 2009г.
Тютюнникова Т. Э. «Уроки музыки. Элементарное музицирование с дошкольниками» - М. : 2001
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, М. Гном-пресс, 1999г.
Программа «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой.
Г. Галянт. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: метод. пособие для специалистов ДОО/И. Г. Галянт. – М. : Просвещение, 2015.
Д. Н. Колдина Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020г.
3.3. РЕЖИМ ДНЯ
Режим работы ДОУ составляет 5-дневную рабочую неделю, длительность определяется в нём 10. 30 - часовым пребыванием с 7.30 до 18.00 часов.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня в дошкольном учреждении составлен в соответствии Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Последовательность и длительность проведения режимных процессов в течение дня представлена в двух вариантах для каждого возраста (в теплый, холодный период года). При составлении режима дня учитывалась потребность детей в рациональном двигательном режиме и потребность в чередовании активной деятельности и отдыха.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6 - 7 лет составляет 6 – 6,5 часов (Приложение 3)
3.5. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ
Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема
«Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей.
В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т. п., общественно- политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)
Во второй половине дня планируются тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.
Перечень обязательных праздников в подготовительной к школе группе :
- Новый год,
- 23 февраля,
- 8 Марта,
- 12 апреля (День Космонавтики,
- 9 Мая (День Победы).