Нэлли Журавель
Организационно-педагогические условия создания адаптивной среды обучения для развития инициативно-творческой личности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Организационно-педагогические условия создания адаптивной среды обучения для развития инициативно-творческой личности учащегося[/b]
Н. В. Журавель,
заместитель директора по учебной работе,
Государственное учреждение образования «Средняя школа №4
г. Солигорска»
Педагогический коллектив Средней школы № 4 г. Солигорска видит свою главную задачу в том, чтобы создать условия для развития каждого ребенка как свободной, ответственной и творческой личности.
Публикация «Организационно-педагогические условия создания адаптивной среды обучения для развития инициативно-творческой личности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
«Не сравнивай ребенка с другими, а только с самим собой».
Это главный принцип работы педагогического коллектива.
10-11-ые классы нашей школы обучаются по мультипрофильной модели образования. Перед учителями начальной школы встала проблема в преемственности со средним и старшим звеном. Поэтому и возникла необходимость организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению личностных достижений каждого ребенка, в изменении технологии урока. Достижение главной нашей цели, а именно: гуманизация образовательного процесса на основе удовлетворения личностных и образовательных интересов детей с учетом их способностей и возможностей, допустимо через осуществление личностно ориентированного обучения детей, которое реализуется в деятельности педагогов.
Личностно ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для оптимального проявления и всемерного развития личностных функций субъектов педагогического взаимодействия.
Личностные функции – это в данном случае не ее характерологические качества, а те проявления человека, которые делают его индивидуальностью, субъектом жизнедеятельности.
МЫ РАЗВИВАЕМ
мышЛение
логИка
творЧество
коммуникативНость
индивидуальнОсть
взаимодейСтвие
мыследеяТельность
самостоятелЬность
Что это дает?
1. опора на правило трех «П»:
-понимание
-принятие
-признание
2. позитивное сотрудничество;
3. индивидуализация образовательного процесса;
4. опора на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся.
Таким образом выстраивается система развития личностно ориентированного развивающего обучения:
- Старшая школа. Мультипрофильная модель образования.
Освоив алгоритм постановки и решения проблем, старшеклассники самостоятельно пользуются им как средством самообразования. Это позволяет каждому, выбрав профиль своей будущей деятельности, построить индивидуальную образовательную траекторию. Таким образом, увеличилась доля самостоятельности в учебной деятельности, созданы условия для индивидуальной исследовательской деятельности по выбранному профилю.
- Основная школа. Проектная деятельность.
Предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме, которая предполагает решение жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем, в ходе которого учащиеся используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.
- Начальная школа. Технология «Личностно ориентированное развивающее обучение».
Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель – «режиссер» учебного процесса, а учащиеся совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу, при этом дети используют эти умения на уроке. Используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).
Творческий коллектив школы готов к внедрению педагогической инициативы технологии «Личностно ориентированное развивающее обучение» пройдя по лестнице педагогического мастерства:
самообразование
-самообразование педагогов по индивидуальным планам;
-индивидуальные консультации (по заказу);
-выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
школьный уровень
-работа учебно-методического центра и творческих групп;
-проведение школьных учебно-методических мероприятий;
-выявление, обобщение и распространение передового опыта работы учителей начальной школы;
-работа педагогической мастерской для учителей начальной школы и воспитателей группы продленного дня.
районный уровень
-участие в работе районных методических объединений;
-участие в проведении районных учебно-методических мероприятий;
-проведение районной педагогической мастерской для учителей начальных классов Солигорского района.
областной уровень
-участие в работе областных методических объединений;
-участие в проведении областных учебно-методических мероприятий;
-курсовая подготовка (МОИРО)
республиканский уровень
-участие в республиканских учебно-методических мероприятиях;
-курсовая подготовка (АПО).
Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка:
интеллектуально- методический потенциал кадрового обеспечения
- с высшим образованием-90%
- со средним специальным -10%
- с высшей категорией-31%
- с первой-51%
- со второй-18%
педагогическая мастерская творческой деятельности учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня
внедрение педагогических инициатив
- технология «Личностно ориентированное развивающее обучение»
- технология исследовательской деятельности учащихся
-французские мастерские
-КСО
-интегрированные уроки
-технология интерактивного обучения
- ЛЕГО-технологии
- система школьно-семейного воспитания «Ориентир» в группе продленного дня
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
сохранение и укрепление здоровья учащихся
- изучают «Здоровый образ жизни»- 94%
- охвачены физкультурно-оздоровительными мероприятиями
в школе - 70%
вне школы – 30%
культурологический подход в воспитании
- охвачены занятиями по интересам, кружковой работой нравственно эстетического направления
в школе –100%,
вне школы –47%
внеклассная деятельность
-интеллектуальный марафон
-познавательно-интеллектуальные игры
- олимпиады
- международные конкурсы
- предметные недели
- праздники
внешкольное образовательное пространство
- школа искусств
- центр детского творчества
- художественная и музыкальная школы
- физкультурно-оздоровительный комплекс
- центр технического творчества
- станция юных натуралистов
- туризм и краеведение
Кроме этого, для успешного внедрения педагогической инициативы мы уже создали хорошую образовательную среду для развития каждого ребенка, меняем структуру и содержание самого урока, используя исследовательские, частично-поисковые, эвристические методы через разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся. На уроках мы создаем атмосферу заинтересованности каждого учащегося; организуем работу с познавательными стратегиями учащихся в процессе познания; организуем разрешение проблемных ситуаций; мы перешли от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой вместе учимся» и «Мне интересно, что ты думаешь о…»; создаем ситуации, позволяющие учащимся проявлять собственные способности, возможности и интересы; используем разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся; создаем педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; обсуждаем с детьми в конце урока не только то, что узнали (чем овладели, но и о том, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Мы стараемся понять, что, чем меньше на уроке учитель говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать учащимся, тем эффективнее учебный процесс.
Мы стремимся:
- выделять в предметном материале основные цели и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивать предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание «работало» на выделенные ориентиры;
- подбирать дидактический материал, позволяющий учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированной ситуации);
- обеспечивать личностно-значимую для учащегося постановку учебной задачи, вызывающую потребность учащегося в новом – трудном, но и посильном;
- организовать поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащегося: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно- ответной форме.
Обеспечивая:
- поиск идеи, гипотезы решения;
- максимальную самостоятельность учащегося (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);
- привлечение учащегося к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирование учащегося к высказываниям без боязни ошибиться;
- научение приемам развития внимания, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;
- задания на дом – разноуровневые, со свободным выбором уровня.
Наш прогноз состоит в том, что выпускник первой ступени образования:
• участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении,
пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить свое видение проблемы;
• при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
• учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знаний, учится отделять способ решения от результата;
• выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действий и т. д.
Исходным пунктом технологии «Личностно ориентированное развивающее обучение» является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Постоянно наблюдая за каждым учащимся, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учащимся оформляется в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служит основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения и при переходе на вторую ступень общего среднего образования.
Учитель отслеживает продвижение ребенка по сравнению с началом учебного процесса. Продвижение ребенка с более низкого уровня на более высокий свидетельствует об эффективном образовательном процессе. Снижение уровня – тревожный сигнал, подчеркивающий необходимость срочного изменения форм и методов работы, концентрации деятельности учителя в том направлении, где показатели снижаются. Такое отслеживание помогает учителю предвидеть начало трудностей в обучении и предупредить их развитие.
Карта личных достижений ученицы 4 «В» класса Малявской Ксении
Подготовка к школе 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Эмоциональное состояние хорошее хорошее хорошее спокойное спокойное
Адаптация положит положит
Мотивация обучения низкая положит положит. хорошая хорошая
Стиль обучения аудиал визуал аудиал визуал аудиал
Личностное состояние 271
Уровень умственного развития средний средний высокий высокий высокий
Уровень учебных достижений 8б. достаточн. 8б. достаточн.
Интеллектуальное развитие 1место марафон по математике
победитель «Кенгуру»
2место районная олимпиада по математике
Уровень воспитанности средний средний средний высокий высокий
Данные параметры фиксируются на каждом этапе обследования и сопоставляются между собой. При этом важно, как идет развитие каждого учащегося, поэтому ребенок сравнивается сам с собой, начиная с начального уровня, с первого предварительного этапа. Далее учитель отслеживает, как меняются уровни по каждому параметру на промежуточных этапах, от года к году. Принципиально важно, что каждый год обследуются те же параметры, что и на предварительном этапе. Все показатели фиксируются учителем в карту личных достижений ребенка.
О развитии можно судить лишь при отслеживании продвижения каждого учащегося.
Технология «Личностно ориентированное развивающее обучение» на первой ступени образования позволяет учителю отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребенка как причины его трудностей и оказывать своевременную и необходимую помощь каждому учащемуся. А задача учителя просто найти путь к душе ребенка и скрытому его таланту, создать условия для проявления их творческого порыва, дать им возможность высказываться и чувствовать себя открывателем, а потом и автором своей собственной судьбы, которая зачастую зависит от самого человека.
Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ребенок может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение? В жизни столько всяких проблем! А в школе мы заучиваем ответы, вместо того, чтобы учиться задавать вопросы.
Использованные источники
1. Кудрявцев, В. Т. Как рождается субъект деятельности / В. Т. Кудрявцев //
начальная школа 2000. № 9.
2. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под. ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ»Сфера»,2003.
3. Лукьянова, М. И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: Монография. – Ульяновск: ИПК ПРО,2004.
4. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: монография [Текст] / В. В. Сериков – Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с.
5. Старовойтова, Т. А. Общение учителя с младшими школьниками : метод.
ж. / Т. А. Старовойтова. Могилев, 1999.
6. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе / И. С. Якиманская. М., 1996.