ИННА МАЛЫШЕВА
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров
▼ Скачать + Заказать документы
Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач в связи необходимостью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В период с 2000 г. Министерством образования и науки РФ был принят ряд важных стратегических документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. г.»;
Публикация «Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров» размещена в разделах
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550);
-Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2017 годы Утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 г. N367 (ред. от 22.06.2015 г.).
Данные документы не только направлены на реформирование российского образования, но и определяют требования к профессиональным качествам современного педагога, которые связаны с процессом обновления содержания и информатизации образования, а также с активно меняющейся социальной средой.
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Проблеме педагогических инноваций в отечественной педагогической литературе посвящены работы В. И. Загвязинского, И. Г. Каспржак, В. М. Моисеева, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др. Инновационные преобразования приобретают системный характер, к такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.
Именно инновационная деятельность инициирует и обеспечивает модернизацию образовательного процесса, осуществляемого педагогическим коллективом. Потому что активное внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а образовательную организацию - полноценным социально – педагогическим институтом социума.
Для включения педагога в инновационную деятельность необходимо системное, целенаправленное, научно-организованное обучение педагога, способствующее его постоянному личностному профессиональному развитию.
Управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога и расширение педагогических возможностей всей образовательной организации - главные ориентиры методической работы.
В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [15, с. 200].
М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [2, с. 296].
Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е. И. Казакова [7,с. 32], А. П. Тряпицына [29, с. 7]). В трудах ученых рассматриваются также различные виды сопровождения : психологическое, социально-педагогическое, научно-методическое и др.
Э. Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение профессионального становления личности [6, с. 336]. В основе социально-педагогического сопровождения — содействие тому, чтобы человек в возникшей (возникающей) проблемной для него ситуации умел осмысливать ее существо, определять способы целесообразного преодоления и реализации себя в ней, обеспечивая самореализацию. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (учителя, направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии.
Можно сделать вывод, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными при- знаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие. Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога будем рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.
Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов. Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить структуру и содержание организационно-методического сопровождения :
-диагностико-аналитический,
-ценностно-смысловой,
-методический,
-прогностический.
В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-ме- тодический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий).
Организационно - методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов : семинаров (проблемно-целевых, научно- методических, проектировочных и др., «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.
К принципам сопровождения мы относим : ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права); приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения; индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения, востребованность результатов обучения в практической деятельности.
Содержанием организационно-методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в инновационной педагогической деятельности.
Организационно-методическое сопровождение в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:
— диагностики сути проблемы;
— информационного поиска методов для ее решения;
— обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
— оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.
В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно - коммуникационные, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие [8, с. 175–178]. Эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации. Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов мы относим :
— организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);
— создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.
— оказание методической поддержки (тьюторство);
— информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.
Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, яв- ляются:
-включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;
-содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;
- использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;
-совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога : психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство).
Таким образом, анализ имеющихся подходов к пониманию организационно-методического сопровождения позволяет сделать следующие выводы: 1) сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.
2) организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность в системе непрерывного повышения квалификации;
3) цель организационно-методического сопровождения — способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт;