Лена Лысова
Проект «Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Лысова Елена Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ «Д/c №18»
Гипотеза исследования: условиями, влияющими на готовность молодых воспитателей к инновационной деятельности, выступают: посещение и анализ работы коллег, имеющих большой стаж работы в детском саду; изучение и обсуждение инновационных разработок, представленных в методической и педагогической литературе; создание системы мотивации инновационной деятельности.
Публикация «Проект „Формирование готовности к инновационной деятельности у молодых воспитателей детского сада“» размещена в разделах
Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе.
2. Установить исходный уровень готовности молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности.
3. Выявить и обобщить наиболее продуктивные технологии, формы и методы подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности.
4. Познакомить молодых воспитателей, имеющих стаж работы в детском саду до 3-х лет, с теоретическими основами инновационной деятельности, с инновационными программами и технологиями; обучить разрабатывать инновационные проекты; заинтересовать во внедрении.
5. Проследить динамику готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности.
6. Оформить результаты работы.
Объект исследования: процесс подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности.
Предмет исследования: готовность молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности.
Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме
наблюдение за работой молодых воспитателей;
диагностирование готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности;
обучающий эксперимент;
анализ результатов экспериментального исследования.
Состав участников проекта :
- 2 воспитателя МБДОУ «Д/c №18» со стажем работы от 1,5 до 3-х лет;
- Лысова Елена Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Д/c №18»
Сроки проведения: январь 2017 г. – декабрь 2017г.
В соответствии с целями и задачами проекта был определен план его реализации, включающий 4 этапа:
1. Организационный этап (январь-февраль 2017 года)
формирование гипотезы проекта;
выявление приоритетных проблем;
изучение и анализ состояния проблемы подготовки молодых воспитателей к профессиональной деятельности;
построение модели проекта.
2. Прогностический этап (март 2017 г.)
анкетирование молодых воспитателей с целью определения готовности к инновационной деятельности;
разработка концепции проекта, составление плана работы с молодыми воспитателями по проблеме;
отбор и систематизация наиболее продуктивных содержания, форм, методов и приемов для решения проблемы.
3. Практический этап (апрель 2017 г. – октябрь 2017г.)
апробация наиболее продуктивных содержания, форм, методов и приемов подготовки молодых воспитателей к инновационной деятельности :
повышение мотивации личности к инновационной деятельности;
отслеживание успешности решения проблемы.
4. Аналитический этап (ноябрь-декабрь 2017г.)
анализ проведенной работы с молодыми воспитателями и подведение итогов проекта.
Планируемые образовательные результаты
Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах организации инновационной деятельности по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.
Содержание работы:
1. Организационный этап (январь-февраль 2017 года)
В соответствии с целью проекта и выдвинутой гипотезой я изучила и проанализировала состояние проблемы формирования готовности молодых воспитателей детского сада к инновационной деятельности в учебно-методической литературе. Изучила нормативно-правовые документы по проблеме.
С позиций компетентностного подхода, воспитатели должны знать сущность инноватики и инноваций в профессиональной деятельности; основные направления инновационной деятельности образовательных учреждений; отечественный и зарубежный опыт инновационной деятельности; инновационные образовательные технологии; уметь применять инновационные технологии при воспитании и обучении детей дошкольного возраста; проектировать инновационную деятельность в условиях образовательного учреждения; осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль инновационной деятельности в образовательном процессе; владеть современными инновационными технологиями образования, методами педагогической диагностики и мониторинга образовательного процесса, методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов, способами проектной и инновационной деятельности в образовании, совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения. Эти и другие компетенции начинающие воспитатели осваивают в процессе трудовой деятельности, и в задачи старшего воспитателя входит подготовка молодых педагогов к этому виду деятельности, своевременное устранение педагогических ошибок, а также формирование мотивации к внедрению и разработке инновационных технологий.
Выявила, что готовность к разработке инноваций проявляется :
в целенаправленном добровольном использовании воспитателем свободного от работы времени для изучения инноваций и полноценного развития потенциальных возможностей инновационной деятельности;
в свободе выбора направлений инновационной деятельности;
в возможности менять виды деятельности, формы и методы работы с дошкольниками;
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных инноваций;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
в возможности профессионального роста.
Концептуальные идеи, заложенные в основу инновационной деятельности, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства. В связи с этим необходимо организовать следующую работу: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения; организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса; привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получения положительных результатов. Также необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Итак, профессиональная готовность педагогов к инновационной деятельности включает следующие компоненты:
Содержательная готовность к инновационной деятельности предполагает знание понятия инновационной деятельности, понимание значение инноваций для работы с дошкольниками, знакомство с инновациями педагогов со стажем на уровне детского сада, района, города, республики, страны.
Технологическая готовность к инновационной деятельности включает умение использовать и внедрять инновации, разработанные коллегами, вводить новые формы и методы в работу с детьми, теоретически обосновывать возможность внедрения инноваций.
Мотивационная готовность к инновационной деятельности предполагает понимание необходимости инноваций для работы с дошкольниками, развитие мотивации к познанию и творчеству, знакомство с перспективами профессионального роста, желание использовать инновации в образовательном процессе, готовность к достижению профессионального мастерства.
Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, в условиях обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов и систему управления реализацией инноваций, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.
Это подтверждает необходимость проведения опытно-экспериментальной работы.
2. Прогностический этап (март 2017 г.)
В марте 2017 года было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления профессиональных интересов. Использовались анкеты, размещенные на сайте https://www.zam.resobr.ru [4] и модифицированные нами:
1. Восприимчивость педагогов к новому (Приложение А).
2. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств (Приложение Б).
3. Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций (Приложение В).
4. Уровень новаторства в педагогическом коллективе (Приложение Г).
В анкетировании приняли участие 2 педагогических работника со стажем работы от 1 года до 3-х лет. Все из них имеют высшее педагогическое образование.
Были получены следующие результаты:
Для диагностики уровня готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности нами были разработаны следующие критерии:
1) стремление внедрить передовой опыт в практику;
2) постоянство занятий самообразованием;
3) приверженность определенным своим идеям, которые педагог развивает в процессе деятельности;
4) анализ и рефлексирование воспитателем результатов своей педагогической деятельности;
5) умение прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
На основе данных критериев и шкал обработки результатов анкет нами были выделены следующие уровни готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности.
Высокий уровень. Количество баллов по первой анкете – 17-18. Выбор во второй анкете пунктов 2 и 7. Полное отсутствие антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе А (четвертая анкета).
Уровень выше среднего. Количество баллов по первой анкете – 14-16. Выбор во второй анкете пунктов 8 и 9. Наличие 1-2 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе В (четвертая анкета).
Средний уровень. Количество баллов по первой анкете – 10-13. Выбор во второй анкете пунктов 5 и 6. Наличие 3-4 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе С (четвертая анкета).
Уровень ниже среднего. Количество баллов по первой анкете – 8-9. Выбор во второй анкете пунктов 1 и 4. Наличие 5-6 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе D (четвертая анкета).
Низкий уровень. Количество баллов по первой анкете – 6-7. Выбор во второй анкете пунктов 3 и 10. Наличие 7-9 антиинновационных барьеров (третья анкета). Отнесение себя к группе Е (четвертая анкета).
Если перевести язык цифр в область психолого-педагогических понятий, можно выделить пять групп педагогов с различным отношением к инновационной деятельности :
1-я группа («новаторы») – педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности.
2-я группа («передовики») – педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация на саморазвитие;
3-я группа («умеренные») – педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд.
4-я группа («предпоследние») – так же, как педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики.
5-я группа («последние») – педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание условиям труда.
Результаты анкетирования мы обработали и оформили в таблицу (Таблица 1).
3. Практический этап (апрель 2017 г. – октябрь 2017 г.)
Практическая работа с молодыми воспитателями включала следующие мероприятия:
организация наставничества;
групповые и индивидуальные консультации по актуальным проблемам педагогов, а также по теоретическим вопросам педагогических инноваций;
открытые просмотры организации образовательного процесса педагогами со стажем и педагогами, ведущими инновационную деятельность;
знакомство с планами воспитательно-образовательного процесса педагогов со стажем;
оформление выставки «Инновационные программы и технологии в детском саду».
Организованные мероприятия по плану проводились 2 раза в месяц (Таблица 1).
Таблица 1
План работы с начинающими педагогами по подготовки их к инновационной деятельности на 2017-18 учебный год
№ Тема мероприятия Дата
проведения Ответственный
1 1. Утверждение плана работы с начинающими воспитателями. 2. Организация наставничества для молодых педагогов. Индивидуальные консультации по организации образовательного процесса январь
Ст. воспитатель
Ст. воспитатель
педагоги-наставники
2 Индивидуальные консультации и беседы по актуальным проблемам педагогов ежемесячно Ст. воспитатель
педагоги-наставники
3 1. «Планирование и организация воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса». Групповая консультация
2. «Организация работы по речевому развитию детей». Посещение и анализ логопедического занятия февраль Ст. воспитатель
Учитель-логопед
4 1. «Инновационные и традиционные подходы к проведению занятий по природному окружению и экологическому воспитанию». Посещение и анализ занятий опытных воспитателей.
2. «Организация и проведение закаливающих мероприятий в режиме дня». Групповая консультация март Ст. воспитатель
Воспитатель-наставник
Ст. воспитатель
5 1. «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальных способностей дошкольников». Групповая консультация
2. «Педагогические инновации в дошкольном образовании». Семинар для молодых педагогов ДОУ. Занятие 1. апрель Музыкальный руководитель
Ст. воспитатель.
6 1. «Как найти контакт с родителями?» Групповая консультация
2. «Педагогические инновации в дошкольном образовании». Семинар для молодых педагогов ДОУ. Занятие 2. май Ст. воспитатель
воспитатель-наставник
Ст. воспитатель
7 1. «Организация и руководство творческими играми детей во второй половине дня» Мастер-класс
2. Оформление стенда «Инновационные программы и технологии в детском саду». сентябрь Воспитатели-наставники
Ст. воспитатель
8 1. «Советы по организации самообразования». Групповая консультация
2. «Инновационные оздоровительные технологии в дошкольном образовании». Мастер-класс октябрь Ст. воспитатель
9 1. «Инновационные проекты педагогов детского сада». Выставка проектов
2. «Как разработать инновационный проект». Семинар-практикум для молодых воспитателей ноябрь Воспитатели-наставники
Ст. воспитатель
10 1. Определение направлений инновационной деятельности молодых педагогов. Индивидуальные консультации декабрь Ст. воспитатель
Воспитатели-наставники
При проведении мероприятий использовались следующие методы и приемы работы:
включение начинающих педагогов в работу творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса;
привлечение воспитателей к изучению, обобщению, научному обоснованию, распространению и внедрению передового педагогического опыта;
использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации как педагогического персонала, так и других категорий сотрудников дошкольного учреждения;
организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса;
привлечение к работе дошкольного учреждения представителей науки и передовой практики.
Сложность проведенной работы заключалась в том, что у молодых педагогов встречались затруднения не только в разработке инноваций, но и в организации повседневной работы с детьми, коллегами, родителями. Поэтому мы совмещали в работе с начинающими воспитателями консультации и методическую помощь как по традиционным технологиям обучения и воспитания дошкольников, так и по инновационным. Внимание уделялось даже небольшим педагогическим открытиям молодых воспитателей, постоянно поощрялись их поиски новых форм и методов работы с детьми, при обсуждении профессиональных успехов и неудач мы обучали воспитателей самоанализу, рефлексии, а также старались в любой ситуации найти положительные моменты.
4. Аналитический этап (ноябрь-декабрь 2017г.)
На заключительном этапе мы повторно провели анкетирование на выявление готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности (Таблица 2).
Таблица 2
По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по окончании работы над проектом по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах) : высокий уровень («новаторы») – 1 педагог (50%, уровень выше среднего («передовики») – 1 воспитатель (50%, средний уровень («умеренные») – 0 человек (0 %, уровень ниже среднего («предпоследние») – не выявлен (0 %, низкий уровень («последние») – не выявлен.
Выводы и предложения:
Анкетирование показало, что у всех воспитателей наблюдаются изменения в отношении к инновационной деятельности (Гистограмма 1).
Гистограмма 1 – Сравнение готовности молодых воспитателей к инновационной деятельности в январе 2017 г. и декабре 2017 г.
По полученным статистическим данным, члены коллектива детского сада по отношению к инновационной деятельности разделяются следующим образом (в процентах) : 1 педагог (50%, уровень выше среднего («передовики») – 1 воспитатель (50%, средний уровень («умеренные») – 0 человек (0 %, уровень ниже среднего («предпоследние») – не выявлен (0 %, низкий уровень («последние») – не выявлен.
Введенная система наставничества позволила молодым воспитателям постоянно чувствовать помощь и поддержку со стороны опытных коллег.
В конце учебного года молодым воспитателям было предложено определить тематику и разработать инновационные проекты на следующий учебный год. В итоге молодыми воспитателями были представлены инновационные разработки для внедрения в практику (Таблица 3).
При анкетировании и разработке проектов педагоги показали знание понятия инновационной деятельности, понимание значение инноваций для работы с дошкольниками, знакомство с инновациями педагогов со стажем на уровне детского сада, района, города, республики, страны; проявили умение использовать и внедрять инновации, разработанные коллегами, вводить новые формы и методы в работу с детьми, теоретически обосновывать возможность внедрения инноваций.
Также молодые воспитатели осознали необходимость инноваций для работы с дошкольниками, проявляют интерес к познанию и творчеству, знакомы с перспективами профессионального роста, у них есть желание использовать инновации в образовательном процессе, стремление к достижению профессионального мастерства.
Таким образом, деятельность по проекту представляется мне успешной, так как цель проекта достигнута.
В перспективе мы планируем продолжать начатую работу, поскольку возможно в перспективе к нам придут новые молодые воспитатели, которым также нужно будет определяться с тематикой инновационных проектов, без которых невозможно успешно работать в современной детском саду.
Информационные ресурсы
1. Белая, К. Ю. Инновации в ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. – № 2. – С. 4 – 8.
2. Бурляева, О. В. Инновационная деятельность в ДОУ Республики Мордовия / О. В. Бурляева // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С. 4–7.
3. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doshvozrast.ru/metodich/metodich01.htm
4. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива : Справочник заместителя директора школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.zam.resobr.ru
6. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н. А. и др. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
7. МААМ. RU : Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-rabota-s-nachinayuschimi-vospitateljami-dou.html
8. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : метод. пособие / А. А. Майер. – М. : Сфера, 2008. – 265 с.
9. Поташник, М. М. Управление качеством образования : учеб. пособие для студ. вузов / М. М. Поташник. – М. : Сфера, 2000. – 264 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность : учебное пособие / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : Магистр,1997. – 224 с.
Приложения
Приложение А
Анкета «Восприимчивость педагогов к новому»
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
6. Вы открыты новому?
Приложение Б
Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»
Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает к этому? Выберите не более двух ответов.
1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
4. Желание создать хороший, эффективный детский сад для дошкольников.
5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
6. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
7. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
8. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
9. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
10. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
Приложение В
Анкета «Антиинновационные барьеры педагогов,
препятствующие освоению инноваций»
Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:
1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
3. Плохое здоровье, другие личные причины.
4. Большая учебная нагрузка.
5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
6. Отсутствие материальных стимулов.
7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
8. Отсутствие помощи.
9. Разногласия, конфликты в коллективе.
Приложение Г
Анкета «Уровень новаторства в педагогическом коллективе»
К какой группе педагогов, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.
Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство ДОУ и воспитателей.
Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.