Нина Александровна Кудряшова
Консультация для воспитателей ДОУ «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице
(консультация для воспитателей ДОУ)
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Высокий уровень детского травматизма обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.
в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребёнком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольников сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
В целом план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них:
умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
умение различать величину транспорта;
умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своём пути пешехода (ребёнка);
понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
умение связно выражать свои мысли.
При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:
• дошкольники младшей группы способны запомнить только два – три ярких признака предметов;
• дети средней группы могут запомнить три – четыре признака предмета;
• дети из старшей группы запоминают не больше пяти – шести признаков предмета.
Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.
При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет, к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дети, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учётом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке работу с их родителями.
Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:
моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
интерактивный опрос;
коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребёнок должен иметь определённые знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придётся самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице; уметь оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д., с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.
Используемая литература:
3. Козловская Е. А. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №6 /2009, стр. 24
4. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета» «Добрая Дорога Детства», №9 – 10, 2002.