Екатерина Смирнова
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст является важным этапом в формировании личности ребенка, характеризующийся сильными изменениями в жизни маленького человека. Большая часть детей, как правило, начинают свой путь в дошкольном образовательном учреждении в возрасте 2-3 лет. Новый период в жизни ребенка, который связан с выходом ребенка за пределы семейного круга, влечет за собой проблему включения ребенка в новую социальную среду. Ребенок сталкивается с явным противоречием: с одной стороны, в этом возрасте дети хотят подражать взрослому, проявляя самостоятельность, с другой стороны, желание ребенка вступает в явное противоречие с его реальными возможностями, навыками и умениями. В этом случае главная задача педагога состоит в том, чтобы устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
В связи с чем, детское экспериментирование, развивающее любознательность, фантазию и навыки детей, может выступать одним из способов преодоления этого противоречия.
Ведущим видом деятельности в младшем дошкольном возрасте является предметно – манипулятивная деятельность, характеризующаяся образованием системы «Я» и потребностью ребенка в самостоятельной деятельности, путем получения опыта и освоения предметного мира посредством манипуляций с различными предметами.
Для младшего дошкольного возраста характерно начало перехода от наглядно – действенного вида мышления к наглядно – образному, что говорит о том, что ребенок готов преодолеть проблемную ситуацию не только посредством действия с предметом, но и способен самостоятельно поставить перед собой цель «для чего он это делает», а также наметить простейший план действия «как он это сделает» [4, с. 34].
Организуемые педагогом игры – эксперименты, простейшие опыты с водой, песком и крупами, беседы во время и после проведения совместной с педагогом деятельности, способствуют всестороннему развитию личности ребенка: получение новых знаний, опыта и умений, развитие речи, памяти и мелкой моторике, а также способствует формированию самостоятельности детей посредством выполнения определенных действий для достижения результата.
Заинтересованность детей в данном виде деятельности зависит, прежде всего, от организации предметной среды, а также ее доступность для детей. Педагогу необходимо организовать в группе уголок экспериментирования, оснащенный необходимым оборудованием и материалом для реализации экспериментальной деятельности. Необходимо помнить, что наибольший интерес детей вызовет материал, редко использующийся в деятельности с большой группой детей.
В связи с тем, что уровень познавательного интереса и развития детей различен, то для получения лучшего результата совместной деятельности необходимо проводить эксперимент в младшем дошкольном возрасте с небольшими подгруппами детей не более 15 минут. Несмотря не то, что экспериментальная совместная деятельность педагога с детьми обычно проводится 1 раз в неделю, комплексная подготовка к проведению эксперимента может занимать от нескольких дней до недели.
В начале года педагог готовит планирование, а также подбирает картотеку экспериментов в соответствии с возрастом детей, подбирает наглядный и раздаточный материал, организует уголок экспериментирования в группе.
При непосредственной деятельности, в зависимости от эксперимента для положительной мотивации деятельности детей можно использовать такие стимулы, как тайна или сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему именно так, внешний стимул новизны или необычности объекта, ситуация выбора [5, с. 3-4].
Во время проведения эксперимента важно давать детям как можно больше возможности самостоятельно действовать, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений, боясь, что он испачкается, прольет или просыпет материал.
В младшем дошкольном возрасте также начинает формироваться изобразительная деятельность, зависящая от представления ребенка о предмете. Полученный в ходе экспериментирования результат ребенок может отразить и закрепить посредством творческой деятельности. Например, нарисовать дождик и тучку после проведения эксперимента «Дождик капает, кап – кап». Экспериментирование позволяет ребенку получить новый опыт и знание о предмете, установить скрытые связи и отношения между предметами, а значит, поможет ребенку сделать графические образы более разнообразными и детализированными [4, с. 35].
Такой вид деятельности как экспериментирование позволяет взаимодействовать не только детям и педагогу, но и привлекать родителей посредством повторения и закрепления опыта дома, поиска дополнительной информации о заинтересовавшем ребенка предмете или явлении, чтение тематической художественной и/или научной литературы, самостоятельного поиска и исследования вопросов, возникших по мере проведения опытов в ДОУ.
Таким образом, экспериментирование, как вид совместной деятельности педагога, детей младшего дошкольного возраста и их родителей, может быть одним из лучших инструментов для развития творческой, самостоятельной, инициативной личности ребенка, способствующим заинтересовать детей в посещении ДОУ в период их адаптации.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. - М. : Мозаика – Синтез, 2012
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. – 128 с.
Приложение № 1. Опыт «Дождик капает, кап – кап»
Задача: познакомить с таким природным явлением как дождь, объяснить почему перед дождем облака меняют цвет и форму.
Материалы: прозрачная баночка, вода, пена для бритья, пищевой краситель, шприц или пипетка.
Описание. Воспитатель предлагает ребенку наполнить прозрачный стакан водой, аккуратно сверху выдавить немного пены и помочь ей осесть на поверхности воды с помощью ложки. Ребята, на что похожа эта пена? Правильно, на облака. Какого цвета сейчас облака? Предложить ребенку, заранее наполненную водой с синим красителем, пипетку, и попросить поместить кончик пипетки в воздушную пену, выдавив воду внутрь. Ребята, посмотрите, что происходит с облаком? Какого цвета оно стало? Перед дождем облако меняет цвет и форму. Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет от воды, и через некоторое время пойдет «цветной дождь». Предложить детям нарисовать облако и дождь в совместной с педагогом деятельности.