Ирина Логунова
Мастер-класс «Организация дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему :
«Организация дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста»
Теоретическая часть
Мы живём в эпоху компьютеризации и информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Мастер-класс „Организация дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательно-исследовательской деятельности (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними, как одного из важнейших направлений с детьми).
Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности, через реализацию кружка по экспериментированию «Всезнайка».
Программа данного кружка направлена на развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе организации исследовательской деятельности.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников, включает в активную познавательную деятельность. Опыты и эксперименты помогают развивать логику, мышление, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами природы.
Целью работы кружка является:
Формирование познавательно – исследовательской деятельности, развитие интеллектуально-творческих способностей через познавательную деятельность, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- создавать необходимые условия, способствующие формированию умений и
навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка в
соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями
детей;
- расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
- формировать коммуникативные навыки, произвольность психических процессов;
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
- учитывать, сохранять и развивать индивидуальные особенности детей;
- осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями,
ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с
ребёнком. Количество занятий в год составляет 36 часов для каждого возраста.
Рабочая программа рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Максимальное количество детей, посещающих кружок – 12 человек. Занятия проводятся два раза в неделю. Первое занятие проводится с детьми среднего возраста, второе занятие – с детьми старшего возраста.
Организация работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста, в процессе проведения опытов, идё т по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. О способах исследования объекта.
2. О материалах и предметном мире (бумага, дерево, магнит, стекло, кожа, песок).
3. О природных явлениях (снег, солнце, вода, воздух, ветер, свет).
4. О мире растений.
5. О тепловых явлениях и теплопередаче.
6. О строении веществ (отвердевание, плавление, преобразование состояния веществ).
7. О человеке.
В работе с детьми я применяю педагогические технологии, направленные на развитие у детей интереса к экспериментированию, которая строится:
- на взаимодействии взрослого и ребенка;
- на решении проблемных ситуаций;
- на создании предметно-развивающей среды, стимулирующей
экспериментирование;
- на обеспечении перехода от манипулирования с предметами и материалами к
результативному экспериментированию.
Наблюдая за детьми, посещающими кружок «Всезнайка» и, проведя диагностику, я увидела значительные положительные результаты работы:
у детей повысилась познавательная активность в процессе опытно –
экспериментальной деятельности;
повысилась способность к самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
развились мыслительные операции: дети научились сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, высказывать свои предположения при наблюдениях и опытах;
дети испытывают внутреннюю потребность в знаниях, могут проводить элементарные опыты и эксперименты самостоятельно;
развились коммуникативные навыки.
Таким образом, главным результатом организации дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста» является приобретение опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы и развитие логического мышления, который способствует накоплению дошкольниками интеллектуального опыта в разных областях, который является основой всестороннего развития детей. А полученные в детском саду навыки, станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.
Практическая часть
Сейчас я хочу представить практический опыт организации работы кружка «Всезнайка».
(Педагог одевает белый халат и перевоплощается в профессора)
Меня зовут профессор Иван Гермогенович. В моём городе, в соседнем доме живут Карик и Валя. Ребята очень любознательные! Но немного не послушные… И вот однажды с ними приключилась необыкновенная история.
(Просмотр эпизода мультипликационного фильма «Карик и Валя»)
Ребята очень расстроились и стали думать, что же им делать. И тут в кармане Карик нашел мою записку и стал её читать.
Дорогие ребята! Я очень переживал, что с вами может приключиться беда. Поэтому приготовил для вас подсказки, которые смогут помочь вновь стать большими.
Вам нужно найти Радужное озеро и увидеть в нём своё отражение.
Карик и Валя стали думать, где же его найти? Но озера нигде не было. Как мы можем им помочь? (педагоги предлагают свои варианты помощи) Конечно, его можно создать самим! Для этого ребятам необходима ваша помощь.
Проводится опыт «Радужное озеро»
Во время путешествия в страну растений, мой пёсик испачкался в волшебной цветочной пыльце. Чтобы очиститься от неё необходим волшебный шампунь. Попробуйте изобрести его!
И снова ребятам нужна ваша помощь. Предлагаю вам стать изобретателями такого волшебного шампуня!
Проводится опыт «Волшебный шампунь»
Чтобы ваше желание, стать взрослыми сбылось, нужно прикоснуться к Волшебной лампе.
Карик и Валя стали думать, где же её найти? (воспитатель обращается к педагогам, присутствующим на мастер-классе). Вы готовы помочь ребятам? (
Проводится опыт «Последняя волшебная лампа»
Карик и Валя прикоснувшись к волшебной лампе и снова стали большими.
(Просмотр эпизода мультипликационного фильма «Карик и Валя», где ребята стали прежними)
С тех пор, ребята больше ничего без решения не трогали.
Итог:
Закончить свое выступление я хочу словами Тимирязева Климента Аркадьевича (русского естествоиспытателя) : ««Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Спасибо за внимание!