Лариса Вязанкина
Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация – это специально спроектированный, организованный вид деятельности детей дошкольного возраста и педагога, основная форма реализации образовательных задач : освоения содержания. способов познания и применение их в других видах деятельности; развивающих (личностное, интеллектуальное, эмоциональное развитие, развитие психических процессов, воспитательных (становление и развитие детских интересов, творческих проявлений, поведенческих и коммуникативных умений, умений действовать и выражать мысли сообразно ситуации и обстановке.
Публикация «Организация и проведение образовательных ситуаций в социокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время образовательная ситуация признана основной единицей образовательного процесса. В режиме дня дошкольника ей отводится время, предназначенное для непосредственно организованной образовательной деятельности. Кроме этого, ОС реализуется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей в специально отведённое время.
Задачи, которые предлагается решить в процессе реализации образовательной ситуации и основные практические и мыслительные виды деятельности могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр и игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, приёмов развития творческого воображения, практических продуктивных видов деятельности и т. д.
При этом надлежит обязательно учитывать методику и логику конкретной ОС в реализации этапа комплексно-тематического планирования образовательного процесса, зависимость с предшествующей деятельностью детей и перспективой.
Элементы познавательно-исследовательской деятельности детей желательно включать в каждую ОС: предоставить детям возможность участвовать в выдвижении проблемы (что проверить, что узнать, предположить результат и т. д.). Необходимо сопровождать поисковую деятельность детей эмоционально и практически (риторические вопросы, аналогии, ассоциации, сомнения, наведение на правильный ход рассуждения, используя для этого загадку, поговорку, отрывок из литературного текста и пр.)
ОС свойственно наличие развивающегося по ходу ситуации сюжета, интересного и доступного для детей или одновременно 2-3 сюжетных линий. Это создаёт дополнительные условия для оптимизации образовательного процесса. Линии сюжета основаны на жизненном опыте, реальных потребностях детей. В сюжет включены методы и приёмы, способствующие мотивации деятельности, социально-личностному развитию, художественно-эстетическому, трудовому, познавательно-речевому развитию ребёнка.
Сюжет ОС соответствует и взаимодействует с изучаемой в данный момент комплексной темой. Как правило интегративен. В логике развития сюжета всегда создаются условия для мотивации детской активности, проявлений самостоятельности, оригинальности, предоставление возможности детям высказываться по поводу развития сюжета: внести изменения, свою линию развития.
Обязательно включение в ОС элементов нового содержания, новых методических приёмов, направленных на овладение детьми универсальными учебными умениями: действовать по правилу и объяснению воспитателя, алгоритму, показу. С этой же целью используются схемы, планы, знаки, разные виды наглядности, способствующие овладению новыми способами познания и самоорганизации.
Возможны разные варианты конструирования ОС – на основе художественной или дидактической картины, просмотренного спектакля, литературных повествовательных и стихотворных текстов, пословиц, мудрых мыслей и т. д. За основу берётся сюжет предложенный художником картины, идея содержания литературного произведения, которая развивается согласно образовательной цели и задачам.
В свою очередь ОС - одна из составляющих структурных частей проекта как наиболее крупной единицы образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование включает: исследовательские ситуации, развивающие ситуации, развивающие ситуации, образовательные ситуации, проекты (детско-взрослые, совместную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность в аспекте изучаемой темы.
Образовательная ситуация заменяет традиционные занятия, что соответствует современным требованиям к дошкольному образованию и является средством становления и развития субъектной позиции ребёнка по отношению к собственной деятельности. Преимущества ОС состоят в том что, имеется возможность переконструировать процесс реализации содержания, гибкий сценарий, изменить методы и приёмы воздействия на детей в зависимости от реальных текущих проявлений детей.
Предлагаю для примера рассмотреть план образовательной ситуации в аспекте социокультурного воспитания детей. Данная ОС для старших дошкольников. Может быть организована в рамках темы комплексно-тематического планирования «Космос»
ОС: «Мой знак зодиака».
Задачи:
1. Формировать представления детей о знаках зодиака.
2. Развивать стиль партнёрских и ровеснических отношений.
Сюжет – завязка:
Демонстрация карты звёздного неба. Предложение отправиться в страну Зодиакалию.
Развитие сюжета: «Сильный космический вихрь разметал всех жителей страны Зодиакалии и теперь на небе не видно ни одного знака зодиака. Чем мы им можем помочь? (ответы детей)
Мы решили, что надо лететь в космос. На чём полетим?.
Далее можно предложить построить космические корабли (детям предлагается строитель) Дети строят, дают названия своим кораблям.
«Подготовка к запуску космических кораблей закончена. Пристегнуть ремни, запустить двигатели! …
В небе звёзды ярко светят
И ракету нашу ждут.
К дальним сказочным созвездиям
Наш космический маршрут.
Мы прибыли к месту назначения. Для чего мы с вами сюда прилетели? Как мы с вами можем помочь жителям Зодиакалии? Какие знаки зодиака пропали?
Какие знаки зодиака вы знаете? А какой ваш знак зодиака?
Какие стихи или загадки о космосе вы бы хотели предложить жителям страны Зодиакалии?
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас.
Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля
Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн
Семь – Уран, восьмой – Нептун.
И девятая планета под названием – Плутон.
А. Хайт.
Загадки:
Ночью светит вам она, бледнолицая (луна)
Светит весело в оконце, ну конечно это, (солнце)
Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно», потому что мать – луна, а дочурки (звёзды)
Что могло бы быть, если бы мы не поспешили на помощь жителям сказочной страны Зодиакалии? …
Пример другой ОС «Гость на пороге – радость в дом»
Задачи:
Формировать представление о правилах гостеприимства;
Развивать умение общаться.
Активизировать речь (расширение словарного запаса, развитие связной речи)
Сюжет-завязка: беседа «Любите ли вы ходить в гости?»
Развитие сюжета: Чтение сказки Чуковского «Муха-цокотуха». Обсуждение прочитанного. Как готовилась принять гостей муха-цокотуха? Как она их приглашала? …
Далее воспитатель предлагает разыграть 2 ситуации принять гостей и самим отправиться в гости. Походу ситуации детям предлагается усвоить правила поведения в гостях, приёмы этикета.
Чтение пословиц и поговорок о гостеприимстве; игра «Кто больше назовёт вежливых слов?»…
Данные примеры ОС свидетельствуют о наличии в их содержании направленности на комплексное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Использование доступных ребё нку результативных средств: эвристическая беседа. мини-ситуации, показ и объяснения, вопросы, создание условий для положительного эмоционального настроя.