МААМ-картинки

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО

Юлия Евмененко
Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Новая философия взаимодействия с семьёй в дошкольном образовании

Её суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого, инициируемого родителями (педагогами, но стимулирующего других субъектов, центрируемого на потребностях ребёнка, интересах семьи и возможностях педагога. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия ДОО с семьёй.

Технологии фасилитации

Это различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы.

Технология фасилитации

Публикация «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» размещена в разделах

- стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений;

- позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя (педагога) за принятое решение;

- даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

Смысл проведения фасилитации

состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Задача фасилитации

- решение конкретных вопросов. Это поиск решений,

анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Итог фасилитации

- это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера,

так и воспитательного.

Функции фасилитации

- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации

- взаимодействие,

- воздействие,

- диалог,

- косвенное влияние.

Процедуры фасилитации :

- советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;

- помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;

- консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;

- снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;

- готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;

- содействие презентации субъекта;

- выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;

- инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации

- принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому,

- открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям,

- конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Характеристики педагога

- умение строить открытые, доверительные отношения с родителями,

- способность создавать особую атмосферу сотрудничества,

- снимать барьеры и помехи во взаимодействии,

- раскрывать ресурсы участников образовательных отношений.

Фасилитатор

- это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности, которая характеризуется определёнными правилами эффективной совместной работы. Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс на её основе поставленной перед группой задачи.

Педагог в роли фасилитатора

Меняет свою позицию, демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечевых решений.

Смысл деятельности фасилитатора

- раскрытие лучших человеческих качеств и способностей (в данном случае у родителей, помощь отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, образовательной организацией, а также с самими собой.

Качества фасилитатора

- способность открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении,

- ассертивность,

- толерантность,

- эмпатия,

- развитая рефлексия.

Для фасилитатора характерно несколько «не» :

- не заинтересован в итогах обсуждения;

- не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;

- не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;

- не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.

Для фасилитатора характерен особый тип поведения, ему требуются определённые навыки, набор средств и методов, позволяющих организовать работу группы, добиться выполнения поставленной задачи, формулировки участниками встречи понятных всем выводов и решений.

Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают выдерживать чёткую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итог и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.

Правила взаимодействия педагога-фасилитатора с родителями :

- внушать и демонстрировать доверие;

- помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них;

- исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию;

- выступать для них источником опыта;

- проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;

- быть активным участником группового взаимодействия;

- открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию;

- владеть стилем неформального общения с родителями;

- обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Статус фасилитатора

Определяется тем, насколько он авторитетен, референтен,

признан группой.

Необходимое условие возникновения фасилитативных эффектов – построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями.

Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, и решения, способствующие достижению поставленных целей.

Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором.

Публикации по теме:

«Маршрут выходного дня» как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ «Маршрут выходного дня» как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ. Одно из направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГРУППА «ПЧЁЛКИ» Формы эффективного.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.

Игровые технологии-как средство взаимодействия с родителями, способствующее развитию речи детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №238» Симонова Ирина Николаевна воспитатель высшей квалификационной.

Использование технологий взаимодействия с социальными партнерами ДОО Социальное партнерство в дошкольном образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность между ДОО и другими социальными.

Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР Чернухина Ольга Александровна Учитель-логопед Погорелова Наталья Петровна Учитель-дефектолог Чугунова Татьяна Валентиновна Педагог-психолог.

Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса Новые документы в области дошкольного образования ориентируют педагога ДОУ на пересмотр не только содержания образовательного процесса,.

Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьёй в ДОУ Технология фасилитации – философия сотрудничества с семьёй в ДОУ. Работа с семьёй в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Способы построения эффективного взаимодействия с родителями»Тренинг для педагогов ДОУ «Способы построения эффективного взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями». Карьерные успехи человека на 80 % зависят от.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 17:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Евмененко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД