Юлия Евмененко
Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Новая философия взаимодействия с семьёй в дошкольном образовании
Её суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого, инициируемого родителями (педагогами, но стимулирующего других субъектов, центрируемого на потребностях ребёнка, интересах семьи и возможностях педагога. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия ДОО с семьёй.
Технологии фасилитации
Это различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы.
Технология фасилитации
Публикация «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» размещена в разделах
- стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений;
- позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя (педагога) за принятое решение;
- даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.
Смысл проведения фасилитации
состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.
Задача фасилитации
- решение конкретных вопросов. Это поиск решений,
анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.
Итог фасилитации
- это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера,
так и воспитательного.
Функции фасилитации
- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.
Формы фасилитации
- взаимодействие,
- воздействие,
- диалог,
- косвенное влияние.
Процедуры фасилитации :
- советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;
- помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;
- консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
- снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;
- готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;
- содействие презентации субъекта;
- выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;
- инспирация, активизация, вмешательство.
Установки фасилитации
- принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому,
- открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям,
- конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).
Характеристики педагога
- умение строить открытые, доверительные отношения с родителями,
- способность создавать особую атмосферу сотрудничества,
- снимать барьеры и помехи во взаимодействии,
- раскрывать ресурсы участников образовательных отношений.
Фасилитатор
- это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности, которая характеризуется определёнными правилами эффективной совместной работы. Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс на её основе поставленной перед группой задачи.
Педагог в роли фасилитатора
Меняет свою позицию, демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный микроклимат в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечевых решений.
Смысл деятельности фасилитатора
- раскрытие лучших человеческих качеств и способностей (в данном случае у родителей, помощь отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, образовательной организацией, а также с самими собой.
Качества фасилитатора
- способность открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении,
- ассертивность,
- толерантность,
- эмпатия,
- развитая рефлексия.
Для фасилитатора характерно несколько «не» :
- не заинтересован в итогах обсуждения;
- не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;
- не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;
- не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.
Для фасилитатора характерен особый тип поведения, ему требуются определённые навыки, набор средств и методов, позволяющих организовать работу группы, добиться выполнения поставленной задачи, формулировки участниками встречи понятных всем выводов и решений.
Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают выдерживать чёткую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итог и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.
Правила взаимодействия педагога-фасилитатора с родителями :
- внушать и демонстрировать доверие;
- помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них;
- исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию;
- выступать для них источником опыта;
- проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;
- быть активным участником группового взаимодействия;
- открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию;
- владеть стилем неформального общения с родителями;
- обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Статус фасилитатора
Определяется тем, насколько он авторитетен, референтен,
признан группой.
Необходимое условие возникновения фасилитативных эффектов – построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями.
Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, и решения, способствующие достижению поставленных целей.
Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором.