Дария Софронова
Организация воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с ОВЗ
Школа является ресурсным центром по развитию (интегрированного) инклюзивного образования с 2013 года.
1. Образовательная деятельность
Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которым по состоянию здоровья ВКК было рекомендовано индивидуальное обучение на дому, в МБОУ «Техтюрская СОШ» определяется индивидуально-адаптированными образовательными программами, разрабатываемыми педагогами надомного обучения на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII (VIII) вида, общеобразовательных программ, методических рекомендаций и индивидуальных образовательных программ для детей с глубокой степенью умственной отсталости и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей ребенка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Публикация «Организация воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С 2016 года во всех школах реализуется ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО в ОО. По этим программам в нашей школе обучаются 3 ученика.
По АООП вариант 4.1 – один ученик 1 класса.
По АООП вариант 5.1 – один ученик 1 класса.
По АОП СИПР 2 – один ученик 1 класса.
В 2016 – 2017 учебном году в зависимости от направлений образовательных маршрутов, рекомендованных территориальной ПМПК Хангаласского улуса и исходящих от конкретных возможностей детей, обучающихся индивидуально на дому в МБОУ «Техтюрская СОШ» реализуются следующие виды образовательных программ:
• - АООП НОО для слабовидящих обучающихся;
• - АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
• - АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития
• АОП основного общего образования:
• программы специального (коррекционного) образования VII вида;
• - программы специального (коррекционного) образования VIII вида;
Все программы содержат пояснительную записку, в которой указываются индивидуальные особенности ребёнка и раскрываются основные принципы построения программного материала с учётом этих особенностей. В содержательной части предусмотрен определённый минимум знаний и практических умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения, а также разработаны индивидуальные для каждого ребенка критерии оценивания уровня освоения образовательных программ, результативности их учебной деятельности.
В целом, по уровню содержания академического компонента все индивидуально-ориентированные программы условно можно разделить на 3 группы:
1. Содержание академического компонента сопоставимо по уровню с образованием здоровых сверстников, но с более пролонгированными календарными сроками для освоения материала.
2. Академический компонент редуцирован за счёт расширения области развития жизненной компетенции. Программный материал в этом случае соответствует содержанию образовательных программ С (К)ОУ VIII вида, но предполагает исключение отдельных тем вообще в силу индивидуальных возможностей ребёнка.
3. Максимальное углубление в область развития жизненной компетенции при значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования. Данный вариант предусматривает выработку строго индивидуальных требований к уровню образования и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах.
Проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» реализуется в нашем улусе с 2010 года. В текущем учебном году 12 образовательных учреждений улуса охвачены проектом «Дистанционное образование детей-инвалидов».
На 2016-2017 учебный год дистанционно обучались 10 учеников надомного (индивидуального) обучения. Все компьютеры подключены к сети Интернет.
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Основной формой данного процесса является общение учителя и учащихся
посредством электронной почты или в режиме он-лайн.
Обучение проходит в соответствии с разработанной рабочей программой. По всем предметам составлен календарно-тематический план, расписание занятий. Для составления занятий используют разные образовательные порталы, сайты, готовые уроки.
При проведении учебных занятий учителя используют следующие программы:
- Skype;
- Программу Smart Notebook;
- Браузеры Chrome, Opera, Safari
- Microsoft Office
- Paint
Некоторые учителя проходили повышение квалификации на курсах ИПКРО по теме «Информационные технологии в инклюзивном образовании».
Успеваемость и качество обучения за учебный год:
Класс Всего учеников Качество % Успеваемоть %
1 3 100%
2 1 100% 100%
3 5 40% 100%
4 4 25% 100%
5 4 25% 100%
6 1 100% 100%
7 3 66% 100%
8 2 50% 100%
9 2 50% 100%
25 уч.
По итогам учебного года все ученики переведены в следующие классы.
Умк соотвествует с федеральным перечнем учебников, утвержденный Минобрнауки РФ от 31.03.14 № 253. Но 15% учебников не приобретены из-за отсуствия в продаже.
Всего учителей 20, из них работают по совместительству -13.
На этот учебный год проходили проблемные курсы -7 учителей.
Повысили квалификационну категориию -2.
Участие педработников в разных конкурсах :
Учителя каждый год активно принимают участие в разных конференциях. Обмениваются педагогическим опытом в семинарах.
Участие учащихся в разных конкурсах:
- участие в спортивном конкурсе для семьи с детьми с ОВЗ «Мама, Папа, я спортивная семья»;
o участие в благотворительной акции «Чороон Добра»;
o участие в региональной ПИК «Виноградовские чтения»;
o участие в улусной ПИК «Афанасьевские чтения»;
o улусный конкурс песни и танца для детей с ОВЗ.
Проведение творческого конкурса «Точь-в точь» для детей с ОВЗ.
2. ПМПК сопровождение «надомника» и его семьи
Дети, обучающиеся индивидуально на дому, - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны службы сопровождения.
Но на ряду, с увеличением количества детей, которые по медицинским показаниям не могут обучаться по традиционной классно-урочной системе, растет доля детей, которые не могут овладеть даже самым минимумом материала общеобразовательных предметов, который предлагается для освоения программами С (К)ОУ VIII вида В. В. Воронковой, И. М. Бгажноковой, Т. В. Алышевой поэтому педагоги, работающие с такими детьми, постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как и чему обучать детей со сложными дефектами».
Несмотря на то, что в МБОУ «Техтюрская СОШ» организация индивидуального обучения на дому предоставляет возможность детям заниматься с учителем в учебных классах школы, продолжает оставаться актуальной и очень острой проблема, которая заключается в нарушении связи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
С обучающимися на надомной форме обучения в рамках сопровождения проводятся индивидуальные коррекционные занятия с психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом. Так же проходят индивидуальные консультации с родителями, даются соответствующие рекомендации.
В этом учебном году ПМПК проходили 11 учащихся
Отказались -1
Динамика развития
Положительная отрицательная волнообразная стабильная другое
1 1 4 5
На протяжении всего периода работы с ребенком осуществляется промежуточный и итоговый мониторинг результативности выбранного маршрута сопровождения, а также своевременная корректировка перспективных планов. Так, например. Работа по сопровождению ребенка, обучающегося индивидуально на дому
ведется до достижения стабильной положительной динамики (часто, все 9 лет до
конца обучения в школе).
Методическое сопровождение.
По плану проведены следующие работы :
1. - совещание при завучах «принятие и утверждение планов работы с обучающимися с ОВЗ на 2016-2017 учебный год»;
2. -утверждение учебного плана;
3. -реализация ФГОС НОО ОВЗ, и ФГОС УО в ОО;
4. - проведение мероприятий совместно с ОО «Общество инвалидов» г. Покровск;
5. - проведение новогоднего праздника, участие в разных конкурсах;
6. - прохождение проблемных курсов;
7. - выездной десант «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» в течение года.
Таким образом, можно сформулировать следующие задачи, которые планируется решать в 2017 – 2017 учебном году в рамках индивидуального обучения на дому:
1. Формирование особой качественно отличающейся образовательной среды индивидуального надомного обучения, в которой будут обеспечены благоприятные условия эффективного полисубъектного взаимодействия, способствующего сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности учащихся с ОВЗ.
2. Дальнейшее развитие и совершенствование комплекса методов психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса индивидуального обучения на дому.
3. Разработка и внедрение авторских развивающих и психокоррекционных программ, а также инновационных учебных программ и календарно-тематического планирования по всем дисциплинам индивидуальных учебных планов.
4. Создание условий эффективной адаптации и социализации учащихся с нарушениями здоровья не только в рамках образовательной среды, но и за ее пределами.
5. Активное включение родителей в образовательный процесс
6. Формирование системы методической поддержки, повышения квалификации и переподготовки педагогов в области новых информационных технологий.