Алипова Алина
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю опыт работы в разновозрастной группе МАДОУ ЦРР – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
2. В детском саду работает одна разновозрастная группа- группа компенсирующей направленности.
Группу посещают 11 детей : Младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (из опыта работы)» размещена в разделах
Воспитанники данной группы имеют заключение ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, большая часть детей имеют нарушения речевого развития. Так же имеются дети с ЗПР и 1 слабовидящий ребенок.
3. Основная общеобразовательная программа группы компенсирующей направленности составлена на основе программы «Детский сад 2100» под. редакцией Чиндиловой. Так же специалистами психолого-педагогического консилиума детского сада разработаны адаптированные программы.
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания методики проведения занятий, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
4. Научно-методической основой педагогического процесса в разновозрастной группе является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста. В нашей разновозрастной группе, 2 подгруппы : 1. Дети старшего дошкольного возраста. 2. Дети среднего и младшего возраста.
5. Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
6. При организации работы в разновозрастной группе учитываются следующие моменты:
1. Организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, я четко определяю цель, задачи, содержание, владею методикой проведения НОД с детьми в разновозрастной группе.
2. НОД проводится в первую и вторую половину дня. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
3. На фронтальных занятиях, таких как ХЛ, экология и др. решаем общие образовательные задачи, а более конкретные — на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Пример Например на этой на этой неделе у нас было занятие по художественной литературе. Рассказ Николая Носова «На горке» в начале занятия все дети слушали произведение после было обсуждение. Вопросы были подобраны различного уровня сложности в зависимости от возраста. С подгруппой детей старшего дошкольного возраста работали над пересказом.
4. Практика показывает, что однотемные занятия в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды НОД.
Общие занятия мы проводим при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности. В нашем детском саду занятия проводятся по подгруппам. В одно время с одной подгруппой занимается Специалист (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, с другой подгруппой занятие проводится в группе с воспитателем. Например на занятия по математике подгруппа старшего и дошкольного возраста идёт на занятия с учителем дефектологом, а с подгруппой младшего и среднего возраста занимается в группе с воспитатель.
5. Материал, подготовленный к занятию, содержит общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
7. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями:
1. Под непосредственным руководством педагога;
2. С помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).
8. Однотемные занятия дают возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
9. Такая организация НОД помогает осуществлять и полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, в нашей группе ребенок пяти лет слабо владеет навыками рисования, лепки, я в течение некоторого времени даю ему выполнять те задания, которые запланированы для четырехлетних детей. И наоборот, если ребенок четырех лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей группы.
10. При организации образовательного процесса учитываем индивидуальные, возрастные и гендерные особенности детей дошкольного возраста.
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования.
Организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, я стараюсь задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Считаю, что важно уделять внимание психологическому комфорту каждого ребенка. На занятиях использую похвалу, даю возможность каждому выразить свои эмоции и мысли.
11. Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:
- игровой и дидактический материал должен соответствовать каждой возрастной категории.
Развивающее пространство нашей группы организовано так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, играть, наблюдать. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности. Создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, мобильной, вызывала интерес участия детей во всех видах деятельности (игровой, познавательной, театральной).
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы, стульчики можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей.
В группе выделены различные центры, которые доступны детям это такие центы как:
Центр «Физкультурный»
12. Центр Театрализаций
13. Центр науки и природы состоит из 2ух уголков:
Уголок природы
Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
14. Центр «Безопасности»
15. Центр «Правильного питания»
16. Центр «Художественного творчества»
17. Центр «Конструирования»
18. Центр «Наша Родина-Россия»
19. Центр «Сюжетно-ролевой игры», Центр «Уединения»
20. Так как в нашей группе большинство детей имеют нарушения в развитии речи, большое внимание мы уделяем наполнению «Речевого центра». Цель создания уголка речевого развития -оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей детей. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, ребятам приятно и интересно изучать наглядные материалы и играть.
21. Центр «Наша Библиотека» Дети любят слушать рассказы, рассматривать иллюстрации, что очень важно в развитий речи. Центр предназначен не только для изучения литературных произведений с воспитателем, но и для самостоятельной деятельности детей. Вся литература находиться в открытом доступе для каждого ребенка в независимости от возраста. Ребята вместе с воспитателем «лечат книжки», что помогает воспитывать бережное отношение к книге. Так же проводиться совместная работа с родителями и детьми. Регулярно проводим выставки: «Книга своими руками», «Любимые книги нашей семьи», «Моя любимая сказка» и другие.
Ведь участие родителей в жизни группы способствует укреплению детско-родительских отношений.
22. Центр «Индивидуальных занятий для детей»
В центре индивидуальных занятий имеется зеркало оно предназначено для коррекции речи детей на индивидуальных занятиях по заданию учителя логопеда в утренние и вечерние часы. Зеркало позволяет развивать артикуляцию, проводить занятия по постановке звуков, закреплять навыки звукового анализа и проводить занятия на любые лексические темы.
Телевизор используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми для развития всех направлений речи. (звуковая культура, словарный запас, связная речь, грамматический строй речи и Т. Д) По всем этим направлениям делаем подборку видеотеки исходя из тем тематического планирования НОД различных дидактических словесных игр для закрепления знаний по данной теме. Например, на этой неделе мы проходим тему «Зима зимующие птицы». Подобраны познавательные видео «почему птицы улетают на юг», зимние забавы. Интерактивные игры о зиме,
зимующих птицах направленные на развитие звуковой культуры речи.
23. Таким образом, в разновозрастной группе я реализую основные задачи дошкольного воспитания и образования, сочетая общие требования дошкольной педагогики с конкретными условиями совместного воспитания в одной группе детей разного возраста.
24. Спасибо за внимание