Татьяна Сипович
Презентация «Организация учебного процесса в смешанном обучении»
Смешанное обучение как инновационный учебный процесс
Внедрение смешанного обучения приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.
Шаги на пути к смешанному обучению:
Публикация «Презентация „Организация учебного процесса в смешанном обучении“» размещена в разделах
1. — принять как факт недостаточность тех средств, которых прежде вполне хватало, увидеть, что «что-то идёт не так», почувствовать, что прежний опыт, наработанный годами, оказывается непригодным к использованию в изменившейся ситуации, что причина хронической неуспешности учеников и их снижающейся мотивации к обучению — в неадекватности используемых методов обучения образовательным потребностям современных детей.
2. — спроектировать мотивирующую образовательную среду с помощью современных инструментов (онлайн обучение)
Вот и получается, что в классно-урочном подходе чаще всего мы, учителя, на своём предмете работаем на уровне нижней части пирамиды Блума. Это то, что у нас получается, поскольку очень хорошо вписывается в сложившуюся веками модель, в которой воспроизведение и применение знаний учеником ещё можно организовать — для этого есть опробованные и устоявшиеся формы учебной деятельности. Но в этой же модели уже труднее обеспечить достижение образовательных целей, находящихся на верхних «этажах» упомянутой пирамиды: умение анализировать, самому создавать новое знание, оценивать результаты собственной учёбы. Всё это невозможно без установки на свободную коммуникацию между учениками — обмен идеями и столкновение мнений, выбор и согласование способов и версий.
Ученику должно быть удобно общаться и сосредоточиться на выполнении задания.
Как и чем может помочь смешанное обучение для решения накопившихся проблем?
Речь идёт об изменениях в организации учебного процесса. Начинать их можно и нужно с самого себя, подвергая пересмотру свой набор целей, задач и средств организации обучения — используемых инструментов, методов, форм и всего того, что можно из своей профессиональной деятельности выделить и хоть как-то назвать. Назвать, чтобы иметь возможность описывать свои намерения и действия: каким инструментом и с какой целью ты пользовался, какого результата при этом ты достиг. Но, совершая переход к смешанному обучению, мы идём не только на мысленный эксперимент — начинается ежедневная практическая работа со всеми возможными ошибками и рисками.
О рисках эксперимента по смешанному обучению в школе
Риск первый: внедрение «сверху». Если инициатива внедрения смешанного обучения принадлежит администрации школы, часто случается, что введение элементов такого обучения (прежде всего онлайн-обучения) наталкивается на сопротивление учителей и учащихся. Важно, чтобы каждый учитель мог разработать урок в электронной среде и организовать его в любом из множества форматов.
Риск второй: неудачный эксперимент В такой экспериментальной деятельности невозможно планировать стопроцентный результат, как и надеяться на полное понимание и принятие со стороны тех, кто хоть как-то в нём участвует. Удачный ход эксперимента определяется также поддержкой коллектива и администрации — их готовностью вместе формировать новую эффективную внутришкольную культуру.
Риск третий: ученики превращаются… в «подопытных кроликов». цели должны быть чётко сформулированы автором эксперимента для самого себя и обязательно транслированы и объяснены ученикам и родителям.
Риск четвёртый: очный урок отдельно — онлайн-обучение отдельно. Смешивать и чередовать два компонента смешанного обучения следует с учётом опыта работы учеников в онлайн-среде. К настоящему моменту накоплено множество примеров интеграции очной и виртуальной форм обучения, но при «смешивании» важно соблюсти принцип целесообразности использования каждой из сред, понимая возможности одной среды в сравнении с другой и выстраивая деятельность учеников оптимальным образом — в соответствии с возможностями конкретной среды.
Перестройка с индивидуальных форм обучения на коллективные — серьезное испытание для учеников и учителя!