Перминова Елена Александровна
Организация сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе. Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе. Сюжетно-ролевая игра
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно сюжетно-ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе, Сюжетно-ролевая игра „Доктор“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий, должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п.
Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появляется роль. Вначале она присутствует в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе, роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить, действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия е действиями других, людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
И так основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:
• Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
• Развитие и обогащение сюжетов игры.
• Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.
Основные этапы организации:
К основным этапам организации игрового процесса относят такие:
• Разработка плана игры (этап выбора игры — обозначение сюжета, ролей, характера взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные направления развития сюжета, обозначить правила игры.
• Подготовка оборудования и инструментария (этап оснащения, когда создаётся все игровая атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
• Оборудование предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями и выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для импровизации.
• Начало игры. На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию. Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно должны учитываться желания каждого ребёнка.
• Сохранение игровой ситуации, подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком, ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания, совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.
• Этап завершения игры, который включает положительную оценку игровых действий детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на другие, более спокойные виды деятельности).
Игра-ситуация :Сюжетно-ролевая игра «Доктор» в 1й младшей группе.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, социализация, труд.
Цель: формировать у детей умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога. Формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшим игрушкам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, показ иллюстраций.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то плачет. А я что-то не вижу нашу куклу Машу. Не знаете, где она? Пойдёмте, поищем (дети ищут куклу и находят её лежащей на кровати).
Воспитатель. Машенька, почему ты плачешь? Почему лежишь? Пора уже давно вставать и с нашими ребятами играть. (берёт куклу на руки и имитирует кашель).
- Наша кукла заболела
Утром даже не поела.
Еле глазки открывает,
Не смеётся, не играет.
Целый день она молчит,
Даже «мама» не кричит.
Воспитатель. Давайте спросим Машу что у неё болит?. Где у неё болит?
Дети. Что у тебя болит Маша?
Воспитатель. Надо срочно что- то делать. Как помочь кукле? Правильно. Надо отнести Машу к врачу. Пойдемте в поликлинику. (дети идут).
Воспитатель. (показывает на сидящие на диване игрушки) Какая очередь в больнице! Зверята заболели: зайка, медвежонок, кошка.
Давайте спросим, что у них болит?
- Зайка ушко простудил
Форточку закрыть забыл.
- Что болит у зайки (дети отвечают)
- Несчастная кошка поранила лапку
Сидит и не может ступить.
- Что болит у кошки? (дети отвечают)
- плачет медвежонок уколол его ежонок… в носик.
- Что болит у медвежонка? (ответы детей)
Воспитатель. Все зверята заболели, всем срочно надо к врачу.
Но где же доктор? Оказывается он уехал к больным на вызов. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто же будет лечить больных? Соня, ты будешь доктором? Полечишь больные игрушки? Надевай халат. Надевай халат, косынку. Теперь ты доктор.
Воспитатель. А чем будем лечить больных? Давайте расскажем.
-Чем будем слушать игрушки, если они кашляют?
Дети. Трубочкой, фонендоскоп.
Воспитатель. Чем будем делать уколы?
Дети. Шприцом.
Воспитатель. Чем мы кошке завяжем лапку?
Дети. Бинтом.
Воспитатель. А ещё доктор даёт больным таблетки, витамины.
Ведётся приём больных.
Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили. Вам понравилось играть?
Давайте поиграем в другую игру.
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями).
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три