Виктория Пшеницына
Программа социального партнёрства с семьёй во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ
(признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
• Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
Ожидаемые результаты программы.
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• Сформировать психолого-педагогическую культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Создать прочную систему взаимодействия ДОУ с семьей, установить единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
Сентябрь
1. Анкетирование «Давайте познакомимся» Уточнить сведения о детях и родителях;
2. Привлечь родителей к оформлению участка;
3. Анкетирование для родителей «Цвет в жизни ребёнка».
4. Стенд для родителей «Режим дня». Познакомить родителей с режимом дня, жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома.
Октябрь
1. Совместное оформление альбома «Моя семья». Для создания домашней атмосферы в группе;
2. Консультация «Адаптационный период». Дать рекомендации для успешного привыкания ребенка к детскому саду.
Ноябрь
1. Буклет «Как легче пройти адаптацию» Помочь родителям найти решения проблемы;
2. Консультация «Цвет хорошего настроения»
Декабрь
1. Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика». Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга.
2. Праздник «Здравствуй, ёлочка!» Показать родителям результаты развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей).
3. Мастерим дома. Изготовление новогодних поделок. Вовлечение родителей творческую деятельность.
Январь
1. Обновить родительский уголок статьей «Грипп, профилактика сезонного гриппа, вакцинация». Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа.
2. Акция добрых дел «Подари детскому саду игрушку». Привлечение родителей к оформлению центра сенсорного развития.
Февраль
1. Создание дидактических игр и пособий по развитию цветовосприятия. Расширить кругозор родителей по созданию игр по развитию цветовосприятия.
2. Зимнее оформление участка. Привлечение родителей к изготовлению построек из снега на участке.
3. Проведение индивидуальных бесед.
Март
1. Стенгазета «Мама милая моя!» Развитие творческого потенциала семей.
2. Буклет «Расскажи детям о весне» Полезная информация для родителей.
3. Консультация «Цветотерапия – жизнь в цвете».
Апрель
1. Родительское собрание «Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
2. Праздник «Встреча Весны». Показать родителям результаты воспитания и развития детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)
3. Субботник «Наша клумба». Совместно с родителями создавать комфортные условия на групповом участке.
Май
1. Папка- передвижка «День Победы». Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника
2. Наглядная информация «Чем занять ребенка летом» Настроить родителей на совместную плодотворную работу
Результативность
• Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.