ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА
Организация среды музыкального зала и музыкальных уголков в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация среды музыкального зала и музыкальных уголков в ДОУ.
Музыкальный зал – это маленькая планета в нашем детском саду, на которой дети и взрослые получают возможность реализоваться в разных видах музыкально-театральной деятельности.
Публикация «Организация среды музыкального зала и музыкальных уголков в ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Это место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, площадка для утренней гимнастики, концертная или театральная сцена, музыкальной гостиная, место встреч с родителями и педагогами. Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий, для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создании возможности творческой самореализации детей и взрослых. Именно этот замысел мы стараемся воплотить в нашем учреждении.
В процессе поиска эффективных методик для эмоционального и творческого развития детей, нас заинтересовала музыкально-педагогическая система элементарного музицирования Карла Орфа, её элементы используются как обязательный компонент непосредственной образовательной деятельности.
Для музыкального воспитания детей Карл Орф собрал специальный комплект инструментов, называемый “Орфофский набор”.
На его основе мы создали настоящую гордость сада – музыкальную гостиную, которой нет равных во всём Новокузнецке.
Для её оснащения в Санкт-Петербурге и Москве были заказаны специальные инструменты, о существовании которых мы ранее и не подозревали!
Например, глокеншпили, гуиро, кокиро, блок-флейта, шейкеры, тамбурины, колокольчики, издающие хрустальный звон, различные треугольники, многотонный барабан, тон-блоки, различные виды ксилофонов.
Орфофские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей.
Завораживающая, чарующая красота звучания инструментов очень притягательна для детей. Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих.
Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. Интерес детей к Орфофским инструментам просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ни чем иным незаменим.
Техническая легкость игры, их способность тот час же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.
Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. Создание этого инструментария, было особой задачей Орфа.
Он является ключом для подхода к элементарному музыкальному воспитанию в концепции Орфа, т. к. лишь с помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения.
Комплект орфофских инструментов в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т. к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет
музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.
В своей работе мы опираемся на разработанные Орфом упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать.
Используя инструменты данного набора детям предлагаются разные игровые задания:
• Озвучивание стихотворений, сказок;
• Игры со звуками: деревянными и металлическими;
• Музыкально-ритмические игры;
• Игры с инструментами.
Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников,
повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
Чтобы поддержать интерес к музыкальной деятельности и подготовить ребенка к работе с инструментами К. Орфа в групповых комнатах выделены специальные места – центры музыкального развития, которые оборудованы техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из различного материала, музыкально – дидактическими играми, наборами картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Из технических средств музыкальные уголки оснащены, прежде всего музыкальными центрами и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.
Содержат следующие виды пособий: образные пособия, не озвученные игрушки, озвученные музыкальные игрушки, самодельные музыкальные инструменты.
Музыкальная среда детского сада :
• Обеспечивает совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.
• Обеспечивает самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающую по их желанию и в соответствии с их интересами.
• Способствует получению и закреплению знаний о музыке
• Стимулирует развитие творческих способностей.
• Развивает любознательность, стремление к экспериментированию.
• Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, поэтому этой работе в ДОУ уделяется большое внимание.