Аксиома
Организация семейного досуга
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Организация семейного досуга»
Досуг-возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, с целью саморазвития и получения удовольствия. Философ Бертран Рассел писал: «Уметь с умом распорядиться досугом - высшая ступень цивилизованности».
Виды досуговой деятельности классифицируются следующим образом:
Публикация «Организация семейного досуга» размещена в разделах
Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Он бывает пассивный и активный. Большинство семей предпочитают пассивный отдых активному, однако встречаются семьи, в которых активный отдых – это хорошая семейная традиция.
Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, музеев, экскурсии, путешествия и т. п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. В этом отношении традиционными развлечениями для современной семьи чаще всего выступают совместный просмотр телевизионных передач, фильмов и реже – совместные игры с детьми и семейные путешествия.
Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Праздники являются неотъемлемой частью семейного досуга. Особенно распространено празднование дней рождения и ряда государственных праздников, которые считаются семейными (Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 марта и т. д.).
Самообразование приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Например, дети совместно с родителями организуют семейные викторины или ток-шоу («Что? Где? Когда?»).
Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Для современной семьи символом такого досуга выступает организация проектной деятельности детей и взрослых, участие в работе семейных творческих мастерских.
Роль потешек и пестушек в организации детско-родительского досуга.
Потешки и пестушки – это элементы фольклора, которые сопровождают семью на стадии появления ребёнка, оформления семейного уклада, связанного с воспитанием малыша, формированием образа себя и мира в процессе приобщения к национальной и общечеловеческой культуре. Это самые первые средства воспитания детей и организации детско-родительского досуга. Формирующемуся детскому сознанию эти «говорилки» просто необходимы для осознания себя частью своего народа. Также ребёнку необходимо материнская ласка, тепло, нежность, общение. С помощью пестушек и потешек всё это можно обеспечить. Коротенькие и простенькие стишки, которые сопровождаются ласковыми прикосновениями, очень хорошо воспринимаются любыми детьми. Например, если малыш плачет, скажите ему тихонько: «Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!»
Любой ребёнок среагирует на это, стихнет и будет ждать что дальше.
Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать своё общение с ребёнком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако на сегодняшний день потешки всё реже используются в общении с малышами. А ведь народная педагогика годами вырабатывала традиционные фольклорные жанры для самых маленьких членов общества. Все потешки и пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Большое значение при произнесении потешек играет мелодичность, ритмичность подачи текста.
Можно собрать свою картотеку потешек и пестушек для использования в общении с собственными детьми.
Потешки для знакомства с телом
(поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел!
***
(водя пальчиком ребенка по называемым частям тела) :
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать).
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
Купание с потешкой
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик, вымыл носик
Вымыл ухо, вот и сухо!
***
Буль-буль-буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
***
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С Даши худоба.
Водичка вниз,
А Дашенька вверх!
Потешки от слез
Раз зубок, два зубок -
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы, зубки, вырастайте
Потихонечку, полегонечку -
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хнычь, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
***
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу» – скажет киска,
Наша детка хороша.
***
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Массаж с потешкой
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.
***
Били лен, били (стучим кулачками по спине,
Топили, топили (растираем ладонями,
Колотили, колотили (похлопываем,
Мяли, мяли (разминаем пальцами,
Трепали, трепали (трясем за плечи,
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней,
На столы накрывали (поглаживаем ладонями).
***
Как на этой на неделе, прилетали две тетери:
Походили – пощипали, походили – поклевали.
Посидели-посидели и обратно улетели.
Прилетят в конце недели наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать – дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки).
Потешки про еду
Супик жиденький,
Но питательный!
Будешь худенький,
Но пузатенький!
***
Это - ложка, это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
***
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает, забодает, забодает!
***
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножко.
***
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
***
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладем их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.
***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?».
Один скажет: «Кашкою».
Другой – «Простоквашкою».
Третий скажет: «Молочком
И румяным пирожком».
***
Тили-час, тили-час
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко:
«Дайте ложечку и мне.».
Вот и кончился обед.
Игры на коленях у взрослого
Есть целая серия игр-потешек, когда ребенок сидит на коленях у взрослого и «подпрыгивает» на них в ритм текста:
Скок-поскок! Молодой дроздок
По водичку пошел, Молодичку нашел
Молодиченька Невеличенька –
Сама с вершок, Голова с горшок!
Мы варили суп-суп
Из перловых круп-круп,
Получилась каша
То-то горе наше!
Замесили тесто, а оно ни с места.
Замесили на дрожжах -
Не удержишь на вожжах!
Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
И дают морковку на обед.
Развивающие игры с ребенком
Можно еще с детишками (которые уже постарше) под стишки показывать различные движения по тексту. Так и общая моторика развивается, и стихи лучше запоминаются.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
Можно и так поиграть:
Ай-ду-ду, ду-ду, ду-ду
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную!
Еще один вариант совместной игры и движений:
Улитка, улитка
Покажи рога -
Дам тебе пирога!
Пышки, ватрушки,
Сладкой лепешки -
Ну, высуни рожки!
Литература:
Здоровье дошкольника, №9,2015
www.krasmamochki.ru
https://www.alt.kp.ru/
https://www.alt.kp.ru/