Надежда Арбузова
Организация РППС в группе детей раннего возраста для формирования представления «Я — часть общества»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная пословица гласит: "Дерево без корней не растет". Знание о своих корнях, о своей малой Родине мы, воспитатели ДОУ, должны передавать своим воспитанникам, формировать у детей знания о родном городе, его самобытной природе, о богатствах родного края, о людях, добывающих эти богатства и строящих свой город.
Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.
Публикация «Организация РППС в группе детей раннего возраста для формирования представления „Я — часть общества“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2022
Уже в раннем дошкольном возрасте мы можем говорить о формировании первичных представлений о патриотизме.
Но малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для детей раннего возраста понимание Родины тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Слайд 2
Исходя из этого, Целью воспитания патриотизма у детей раннего возраста является - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и родному дому.
Слайд 3
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой задачами по патриотическому воспитанию детей раннего возраста является
- формирование образа Я,
- формирование у детей представления о семье, о детском саде.
- воспитание доброты, терпения, чувства привязанности, любви к своим близким
- знакомство детей с народным фольклором, русским народным сказками
Слайд 4
Система работы по формированию представления Я- член общества в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- совместная деятельность педагога с детьми
- создание предметной развивающей среды
- взаимодействие с родителями воспитанников
Слайд 5
Только входя в группу, малыш может обозначить своё присутствие, на своей кабиночке отметить что он пришёл. (Здравствуйте, Я пришёл»)
В группе стараемся создать для ребенка атмосферу домашнего тепла. Для того чтобы ближе узнать ребенка, о его привычках, предпочтениях в еде и его здоровье и подготовленность их к поступлению в детское учреждение проводится анкетирование. Анкетирование дает возможность вести работу в индивидуальном направлении при адаптации, а также в дальнейшей работе. К каждому ребенку подход всегда индивидуален, с родителями происходит ежедневный тесный контакт.
Слайд 6
Немаловажно для нас, педагогов и эмоциональное состояние ребёнка. Каждый ребёнок может обозначить своё настроение для создания благоприятного эмоционального состояния ребёнка в группе.
Слайд 7
Далее хотелось бы рассказать о приёмах, которые мы используем в работе с детьми раннего возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
Мы с детьми выстраиваем взаимодействие по следующим темам: «Моя семья», «Я и мое имя», «Как зовут маму, папу, сестренку…» и др. Также важно приобщать и детей и родителей к созданию наглядных объектов данного направления – это и газеты, плакаты, коллажи совместно выполненные родителями, детьми и нами, педагогами «Вот оно какое наше лето!», видео фильмы «С папой на зарядку!», «Моя мама, лучшая на свете!» и тд. (всё это вы можете видеть на страничке нашей группы на сайте нашего детского сада.
Слайд 8
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Ведь сказка – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность и справедливость, научить смекалке.
Таким образом, решение задач по патриотическому воспитанию возможно посредством любых видов народных сказок. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Так, сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В своей работе мы и читаем сказки, и слушаем аудиозаписи народного фольклора, и инсценируем сказку (настольный театр, драматизация, а также используем сказку в различных видах деятельности.
По теме «Семья» нами собран большой материал – это картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок, подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок и стихов. Все это мы используем в своей работе.
Слайд 7
Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт отражения взаимоотношений в семье и ассоциировать себя членом семьи. «Накроем стол для гостей»
Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как ни что другое, способствует этому. В игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с элементарными профессиями (водитель, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом.
Слайд 8
В центре конструирования в играх со строительным материалом мы также формируем представления детей о семье и с удовольствием делают различные построек по теме «Семья» : «Построй дом для мамы и папы», «Мебель для куклы» и т. д.
Таким образом, материал, предлагаемый детям как в организованной образовательной и самостоятельной деятельности в доступной форме, способствует формированию любви к родному дому и семье.
Грамотно организованная предметно-пространственная развивающая среда способствует формированию представлений детей раннего возраста о себе, как о части общества.