Гамилова Мария Геннадьевна
Организация родительского клуба как одна из эффективных форм психолого-педагогической поддержки семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Организация родительского клуба,
как одна из эффективных форм психолого-педагогической
поддержки семьи.
Составитель - педагог-психолог Детского сада № 163 ОАО «РЖД»
Гамилова М. Г.
Актуальность: Среди различных принципов дошкольного образования содержится принцип сотрудничества ОУ с семьей. А одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОО и семьи.
Публикация «Организация родительского клуба как одна из эффективных форм психолого-педагогической поддержки семьи» размещена в разделах
Следовательно, содержание и формы работы с семьей в ДОО должны отличаться нетрадиционным разнообразием и не может быть единого стандарта, т‚к. жизненные задачи диктуют потребность в новых знаниях и практических умениях взаимодействия педагогов с родителями.
На воспитательный потенциал современной российской семьи оказывают неблагоприятное воздействие многочисленные факторы, которые всем известны. Дает о себе знать пресловутый кризис семьи, происходит деформация сферы семейного воспитания: утрачено традиционное понимание семейного воспитания как родительской функции, направленной на установление духовной общности с детьми. статус родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, поэтому семья остро нуждается в компетентной помощи.
Каким же образом создать в детском саду такие условия, при которых формировались бы доверительные и ответственные отношения педагогов с семьями воспитанников? Какие выбрать пути для выполнения задачи по повышению компетентности родителей в области воспитания?
Реализация такого подхода возможна посредством организации на базе детского сада родительского клуба. Суть работы такого клуба в объединении педагогов, детей и их родителей.
Ведь развитие многих жизненно важных качеств, находящихся в зоне ближайшего развития ребенка этого возраста, возможно только в совместной с взрослым деятельности ребенка.
Цель родительского клуба:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении ДОШКОЛЬНОГО детства и способствование установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• повышать психолого—педагогическую культуру родителей;
выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
• оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
• содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Формы организации работы клуба
Разработка оптимальных форм развития самосознания родителей в рамках встреч родительского клуба «Мы вместе!» является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, воспитателей, социального педагога и педагога — психолога ДОО можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Тематический план встреч родительского клуба «Вместе с мамой»
2016 - 2017 учебный год
Тема: «Знаете ли вы своих детей?» - ноябрь.
Форма проведения: традиционная с элементами тренинга.
Цель: создание условий для обмена семейным опытом и обсуждения актуальных проблем воспитания.
Содержание:
• Приветствие «Улыбайся»;
• Педагогический всеобуч «Что надо знать о своем ребенке?»
• Игра с мячом «Хвастовство»;
• Игра «Солнце и тучи»
• Мини тестирование «Какой Вы родитель»;
• Тренинг: «Скажи наоборот», «Продолжи фразу»;
• Заключительная часть.
Тема «Волшебный мир книги» — январь.
Форма проведения: дискуссия.
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям играет огромную роль для их всестороннего развития.
Содержание:
• Вступительная часть; ‚
• Обозначение проблемы. упражнение «Выбери дистанцию»:
• Дискуссия «Роль книги в семейном воспитании»;
• Анализ микроисследования;
• Заметки из семейного опыта;
• Рекомендации для родителей. «Как правильно читать книги»:
• Викторина «Угадай сказку»;
• Игра «Разный смысл»;
• Заключительная часть.
Тема «Откуда родом улыбки» - март
Форма проведения: семинар - практикум
Цель: раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».
Содержание:
Теоретическая часть:
• обозначение проблемы:
• «Необычное приветствие»;
• выступление педагога — психолога «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»;
• выполнение задания «Родительские установки»
Игровой тренинг:
• упражнение «Доброе животное»;
• упражнение «Сундук»;
• Заключительная часть.
Тематический план встреч родительского клуба «Вместе с мамой»
2017 - 2018 учебный год
Тема: «Знакомство» - октябрь
Форма проведение:
Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, актуализировать родительские роли среди участников клуба; помочь в изучении законодательства в области семейного права.
Содержание:
• Приветствие «Знакомство»
• Правила
• Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)
• Беседа «Вспомним своих родителей»
• Упражнение «Что я возьму из опыта своих родителей».
• Упражнение «Карта родительских ролей»
• Игровое упражнение «Запрет»
• Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем»
• Завершающее упражнение «Пожелания по кругу»
Тема: «Радость воспитания» - декабрь
Форма проведения:
Цель: Изучить истории семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; способствовать формированию у родителей представлений об особенностях детского поведения и детского восприятия мира.
Содержание:
• Приветствие. «Передай пакет»
• Обозначение проблемы «Права наших детей».
• Игра «Найди свой домик»
• Игра «Разные фигуры»
• Мини-тестирование «Самое любимое»
• Тренинг для родителей «Радость воспитания»
• Рефлексия
Тема: «Ждет нас школа» - апрель
Форма проведения:
Цель: Повышение уровня психологической культуры родителей по оптимизации детско-родительских отношений на пороге школьной жизни.
Содержание:
• Упражнение «Хорошо ли мы знаем друг друга».
• Упражнение «К школе готов».
• Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
• Логопедические игры.
• Тестирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? «.
• Игровое упражнение «Инструкция».
• Упражнение «Добрые слова».
• Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
• Итог тренинга. Обратная связь.
Тематический план встреч родительского клуба «Вместе с мамой»
2018 - 2019 учебный год
Тема: «Мы За здоровый образ жизни» - ноябрь
Форма проведения:
Цель: формирование у родителей позитивного отношения к здоровому образу жизни и желание следовать его принципам в воспитании собственных детей.
Содержание:
• Приветствие» Поиграем вместе»
• Дискуссия «Мой ребенок здоров, если я….»
• Упражнение»Расслабление всего тела»
• Игра «Мир глазами ребёнка»
• Викторина «Мир глазами ребенка» (Найди рисунок своего ребенка)
• Игра «Третий лишний»
• Завершение.
Тема: «Взрослые в мире детских эмоций»- январь
Цель: осознание важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров создание атмосферы раскрепощенности, снятие телесных зажимов.
Содержание:
• Приветствия
• Упражнение «Атомы»
• Упражнение «В эфире»
• Выступление родителей «А у нас…» - Делимся опытом
• Игровой тренинг:
• Игра «Договориться молча»
• «Я чувствую этот мир»
• Заключительная часть.
Тема: «Родительская любовь» - апрель
Форма проведения:
Цель: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Содержание:
• Вступительная часть
• Упражнения «Здравствуйте друг»
• Игровой тренинг:
• Упражнение «Лопайся пузырь»
• Упражнение «Сфера ответственности»
• Мозговой штурм «Народная мудрость родителях»
• Упражнение «Взгляды»
• Заключительная часть.