Ольга Стасенко
Обеспечение психолого-педагогической поддержки и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Главной ценностью любого человека является здоровье. Его важнейшие компоненты следующие:
1. Физическое здоровье;
3. Социальное здоровье.
Все они тесно связаны между собой. Нарушения в одном из них приводит к изменениям других составляющих.
Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки и сохранения здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Психологическое здоровье находит проявление в следующих факторах:
• Состоянии личности;
• Эмоциональном самочувствии и благополучии;
• Внутреннем душевном комфорте.
Результаты теста:
14-25 баллов: Вы ипохондрик и своим чрезмерным беспокойством о здоровье можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4-13 баллов: У вас достаточно разумное отношение к здоровью. Но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в ненормальное состояние ипохондрии.
3 балла и меньше: У вас вполне разумное отношение к своему здоровью
2. Сейчас воспитатель – это не тот, кто учит тому, что умеет сам.
От него требуется следующее:
-выявлять интересы, умения, навыки детей;
-предлагать ситуации, которые позволили бы детям сконцентрировать внимание на различных видах деятельности;
-организовывать занятия таким образом, чтобы коллективные виды деятельности чередовались с индивидуальными, требующими внимания и усилий со стороны ребенка – с разрядкой и расслаблением, а руководство деятельностью детей сменялось бы свободными играми и занятиями;
-передавать в распоряжение детей игрушки, игры, дидактические материалы с учетом их возраста, не допуская признаков усталости и падения интереса у детей.
3. Креативный: малыш прекрасно адаптируется в окружающей среде, умеет бороться со стрессами, творчески относится к жизни. Такие малыши не нуждаются в психологической помощи;
Адаптивный: малыш хорошо адаптируется к социуму, но для него характерна повышенная тревожность;
Дезадаптивный: ребенок стремится приспособиться к окружающему миру, жертвуя своими способностями, возможностями и желаниями или подчиняя к себе окружающих. Такие дети нуждаются в психологической помощи и испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход.
- Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.
- С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.
- Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход.
ФАКТОРЫ, СКАЗЫВАЮЩИЕСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
-факторы социально-культурного аспекта:
факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения
-факторы социально-культурного аспекта: факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения
-социально-психические факторы : нарушения в сфере отношений родителей и детей, противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания.
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ :
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
-высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии;
- низкая заболеваемость.
Психологический комфорт обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей;
- высокую продуктивность образовательного процесса;
- высокие показатели качества образования детей;
-успешную социализацию:
при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
- успешность школьного обучения.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА :
1. Спокойная атмосфера в доме и детском саду;
2. Доброжелательная семейная обстановка;
3. Правильный выбор стиля семейного воспитания и взаимоотношений взрослых с детьми;
4. Поведение родителей и педагогов;
5. Обеспечение его психологической безопасности.
6. Оказание помощи и поддержка ребенка в трудные минуты его жизни.
Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются :
проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
упражнения;
психологические игры;
этюды;
решение проблемно-практических ситуаций;
элементы арт терапии;
игры-драматизации;
подвижные игры;
чтение и анализ сказок; беседы и др.